Цветомузыка Расскажу, как я стал радиолюбителем. Еще в далеком детстве, когда мне было лет 10 или 11, я впервые увидел это “чудо”. Мои дяди, которых у меня четверо, учились в техникумах и разных институтах по современным специальностям, связанным с радио, электронной и вычислительной техникой. Однажды они сделали самодельную цветомузыку. Это был большой деревянный плоский ящик с экраном примерно 90х60см и внутри с разноцветными лампочками, всего штук 20, наверное. Между двух стекол экрана (расстояние около 10 см) было засыпано битое стекло. Лампочки загорались в такт с музыкой. Каждый цвет отвечал за свой диапазон частот входного сигнала. Всего было 4 канала — красный, зеленый, синий и желтый. Красота была неописуемая! Я был поражен красивыми цветовыми вспышками, точно сопровождающими мелодию. И вот, уже учась в 9 классе, я тоже загорелся идеей сделать цветомузыку. На школьных вечерах у нас всегда была цветомузыка, ребята приносили. Выключали свет и танцевали под вспышки разноцветных огней. Взял схему из болгарского журнала “Радио. Телевизия. Електроника” №10-1979г., изготовил печатную плату, достал детали. Все спаял и изготовил из фанеры ящик для лампочек. По две лампочки в каждом из четырех каналов. Одна, мощностью 25 Вт, для подсветки, когда музыки нет, и вторая, мощностью 60 или 75 Вт, основная. Подключил, а лампочки не зажигаются... Стал все проверять - провода, контакты, цепи, исправность переменных резисторов, конденсаторов, транзисторов, поскольку многие выпаивал из старых радиоприемников, телевизоров, магнитофонов и т.д. Выяснилось, что я неправильно понял маркировку и впаял резистор сопротивлением 100 Ом вместо 100 кОм, и входной сигнал уходил в "землю", т.е. садился, гасился. Все остальное я потом доделал, привел ящик в более-менее приличный вид, покрыл снаружи нитролаком, поставил экран из листа полупрозрачного оргстекла от какого-то большого светильника. Ящик внутри покрасил белой краской. На коробку, где была вся электроника, прикрепил ручку от сломанного магнитофона Романтика, налепил всяких надписей. В то время тяжело было достать некоторые детали, в частности мощные тиристоры КУ202Н, но я нашел где-то. Также в дефиците были переменники на 47 кОм, но тоже удалось где-то найти, правда, у них были маленькие ручки, со шлицом под отвертку. Были, правда, у цветомузыки некоторые недостатки. Она работала не от стандартного линейного выхода, а от звукового сигнала, т.е. подключалась параллельно одной из колонок. И еще плохо реагировал на сигнал низкочастотный канал. Если же чуть подкрутить переменником, то он уже реагировал на сигнал средней частоты. Я так и не смог до конца добиться точного срабатывания каналов в своей полосе частот. Менял емкости в полосовых фильтрах, но это тоже почему-то не помогало. Несмотря на это, все равно было очень красиво! Ее принцип работы был больше похож на "пороговый". Допустим, шел слабый сигнал — загорался желтый цвет. Сигнал увеличивался — загорался зеленый, а желтый не гас. Далее загорался красный, а желтый и зеленый горели, и, наконец, в последнюю очередь, загорался синий. Эту цветомузыку я даже носил в школу на выставку работ учеников. В 10 классе я ходил в кружок, где мы вместе с нашим любимым учителем физики изучали основы электроники. Мы собирали большую цветомузыкальную установку с четырьмя экранами для проведения школьных дискотек. Понятие "дискотека" тогда не очень широко употреблялось, больше говорили "вечер", "огонек" или просто "танцы". Позже я натаскал с помойки каких-то стекол, похожих на полупрозрачные зеркала. Я наклеил их внутри ящика по стенкам и в середине под углом к лампочкам. Яркость и цветовые эффекты с ними намного усилились. На экране загорались очень красивые разноцветные перекрывающиеся квадраты. Электрогирлянда Второй моей поделкой стала елочная гирлянда. Когда на елке просто горели лампочки, это было неинтересно, обыденно. Когда они однообразно то включались, то гасли, — тоже. А вот когда включались одного цвета, потом другого, потом третьего и т.д., — на это было приятно смотреть. К тому же, частота мигания регулировалась. Схему я взял из журнала "В помощь радиолюбителю". Она выполнена на микросхемах 155-й серии. У нее 16 режимов мигания, в т.ч. "бегущий огонь" и "бегущая тень". Также программа 16-ходового разнообразного включения четырех (красная, желтая, синяя и зеленая) гирлянд. Конечно же, регулировалась частота мигания. Лампочки я применил маленькие, на 6.3 В, соединенные последовательно. Красил их лаком, который делал из бесцветного цапон-лака, добавляя синие, красные или зеленые чернила из стержней от шариковых ручек. Получилось очень красиво! Гирлянды можно было вешать на елку горизонтально, вертикально, по спирали. Единственный ее недостаток — большие габариты и вес электронного блока. В ящике были два тяжелых трансформатора, один для блока питания микросхем, а второй для питания лампочек. Его я вытащил из старой стационарной магнитолы "Vaiva" 50-х годов. Там как раз была мощная обмотка для питания накала радиоламп. Эта гирлянда проработала у меня лет 10, а, может, даже и больше. Но несколько лет назад я купил китайскую гирлянду со 160-ю лампочками, электронный блок у которой был размером со спичечный коробок! На нем лишь кнопка, с помощью которой можно было добиться практически любой программы мигания гирлянд. Красота неописуемая! Лампочки мигают то быстро, то медленно, то с переливом, то по очереди, то по парам, то медленно зажигаются и гаснут и т.д. Вот до чего техника дошла! Ремонт и модернизация Советская техника никогда особой надежностью не отличалась. Моя аппаратура тоже неоднократно выходила из строя. Я ремонтировал и Вегу-108-стерео, где сгорела лампа в стабилизаторе скорости вращения диска. Пришлось подбирать аналог, ведь "вертушка" была польская. Два раза менял те самые, "модные", КТ818 и КТ819 в правом канале Кумира. И в Яузу-220-стерео тоже пришлось неоднократно влезать. Сгорели микросхемы на плате управления индикаторами уровня. Поначалу я заменил операционные усилители другими, подходящими по параметрам, но позже купил и поставил "родные". В эквалайзерах менял проходные электролиты, старые высыхали, и звук становился тише. В одном из эквалайзеров сгорел блок питания. Не раз приходилось ремонтировать свои телевизоры: "Березку-215", "Электрон-Ц280Д", "Электрон 51ТЦ-451Д". А в последний я установил пульт дистанционного управления на ИК-лучах. Купил на радиорынке все необходимые детали, печатную плату и корпус. Вставил в телевизор плату питания, реле включения и блок ИК-приемника. Все настроил. Работало! А вот совсем недавно мне пришлось ремонтировать свой 29" телевизор THOMSON Scenium, который еще с кинескопом. Он честно проработал ровно 11 лет! Были, правда, несколько раз перебои со звуком - то слева, то справа кратковременно пропадал звук. Так и не понял, в чем было дело... Иногда, постучишь слегка кулаком по корпусу - и все восстанавливается. Но это не всегда помогало. Разбирал, смотрел - все, вроде бы нормально... Потом само прошло! И вот, весной телевизор стал вдруг включаться только со второго или третьего раза. Моргал индикатор, потом телевизор выключался, затем сам включался, появлялся звук. Потом его приходилось опять выключать, и только после этого он нормально работал. Расстроился. Стал уже лазить по Инету и подбирать новый телевизор. Мне по габаритам подходил только 39-дюймовый. Цены на LCD-телевизоры уже давно упали, и можно было такой купить за 25 тыс.руб! Но что-то меня останавливало... Ведь, я же электронщик! В Инете в форумах вычитал, что это одна из типичных неисправностей этих телевизоров. Пишут, что высыхают или же вздуваются электролитические конденсаторы. Разобрал, внимательно посмотрел. И выявил четыре слегка вздутых электролита! Думаю, ну, починю - хорошо, не заработает - выброшу этот и куплю новый! Заменил три из четырех кондеров. Четвертый так и оставил, не было дома нужной замены. Закрыл корпус, включил - РАБОТАЕТ!!! Порадовался! Но и немного расстроился - теперь новый пока не предвидится... Я постоянно что-то мастерил — собирал, ремонтировал, модернизировал. Выписывал журнал Радио, покупал в книжном магазине разные умные книги, справочники по электронике и звуковой технике, общался с друзьями, коллегами по работе, мы обменивались различными схемами. В то время с радиодеталями была напряженка, мы менялись, выручали друг друга. Ездили за ними на радиорынок, который тогда был на Тушинском летном поле. Сам изготовил много различных сетевых блоков питания — для транзисторных приемников, синтезатора, старой автомобильной магнитолы, которую слушал в гараже, АОНа и т.д. Сначала делал на транзисторах, позднее на различных микросхемах серии К142. Собрал регулятор мощности для паяльника. Изготовил несколько "прозвонок", одна простая "гуделка", а вторая на микросхемах и светодиодах, уже некое подобие простейшего тестера — позволяла распознавать в цифровых схемах (ТТЛ) обрыв, замыкание, питание, "ноль", "единицу". В ней даже был счетчик импульсов (до 16). На работе (я инженер-электронщик) тоже частенько со своими коллегами придумывали разные схемки, устройства, стенды и т.д. для удобства ремонта и наладки, улучшения параметров приборов, узлов автоматизации, и регистрировали их как рационализаторские предложения. Мне приходилось все оформлять: писать заявления, рисовать схемы, подписывать документы и сдавать их в патентное бюро предприятия. Это было во второй половине 80-х гг. Мы даже получали за них вознаграждения — по 10...20 руб. Тогда это были для нас большие деньги! Всего у меня имеется 16 свидетельств на рационализаторские предложения. Занимался я также и модернизацией своей аппаратуры. В журналах Радио часто давались полезные советы по улучшению характеристик, удобству управления техникой и т.д. В Веге-312-стерео я сделал выход для наушников по схеме, как у Веги-101-стерео. В Эльфу-332-стерео я установил лампочки подсветки индикаторов уровня и сделал светодиодный индикатор режимов работы магнитофона ("Пуск" и "Перемотка") типа "бегущие огни". В Яузу я установил дополнительные светодиодные индикаторы режимов "Перемотка", "Стоп" и индикацию типов пленки. Схему на транзисторах придумал сам. А также установил релюшки блокировки записи, чтобы кнопку "Запись" можно было нажать только при нажатой кнопке "Пауза". Это была страховка от нечаянного стирания фонограмм. В Кумир я установил "Блок расширения стереобазы" — радиоконструктор ФОН-9,). Эффект потрясающий — возросла прозрачность и создавалось впечатление, что между колонками большее расстояние, чем на самом деле, как бы усиливалось разделение между каналами. Еще заземлил плату корректирующего усилителя (исчезли помехи и фон при прослушивании пластинок). В Электронике-302 сделал светодиодные индикаторы "Включено" и "Питание от сети". Да всего и не упомнишь! Компьютер SINCLAIR ZX Spectrum В 90-х годах появилось еще одно увлечение — компьютеры. Практически все радиолюбители прошли через это. На западе придумали простой дешевый компьютер SINCLAIR ZX Spectrum. Его параметры — разрядность 8 бит, ОЗУ 64 кБ, ПЗУ 128Кб с "прошитым" Бэйсиком, палитра 16 цветов. Его можно было элементарно собрать самому! Детали, печатная плата, клавиши, корпус — все продавалось на радиорынке. Самые дорогие были процессор Z80, ПЗУ с Бэйсиком и оперативная память РУ5. Все остальное — обычные микросхемы 155 серии. Блок питания тоже самодельный, на 5 и 12 вольт. Самое интересное то, что в качестве монитора можно было использовать телевизор, а в качестве носителей информации — компакт-кассеты, которые записывались на обычном магнитофоне! Меня "заразил" компьютерами брат. Он с друзьями занимался тогда бизнесом — собирал и продавал эти компьютеры. Естественно, такой компьютер был у него дома. Я не раз приезжал к нему, он показывал мне разные игрушки, программы. В качестве монитора у него был цветной телевизор "Юность". В качестве накопителя — магнитофон "Электроника-302". Мне тоже захотелось. По случаю я у одноклассника купил уже готовый компьютер. Он представлял собой двухстороннюю печатную плату со всеми деталями размером примерно 20х20см под монтаж микросхем с планарными корпусами (серии 133 и 533). Но, к сожалению, все попытки его "запустить" были тщетными. Он не работал. Пришлось его вернуть. Я попросил брата помочь. Он достал все необходимые детали, объяснил как спаять, настроить и подключить. Плата была немного другая, с размерами примерно 25х16см. На ней размещались процессор, две ПЗУ по 64кБ, восемь микросхем ОЗУ 565РУ5, штук сорок микросхем в DIPовских корпусах (серии 155 и 555), около трех десятков резисторов и конденсаторов, четыре транзистора КТ315, кварцевый резонатор и пьезоэлемент в качестве динамика. Я быстренько все сделал. Но комп не запускался. Поехал к брату. Как выяснилось, на печатной плате отсутствовали несколько дорожек. Брак. Ведь все производилось подпольно, в кустарных условиях. Мы все исправили и запустили! Дома я подключил его к ламповому черно-белому телевизору "Березка-215". Брал у друзей кассеты и с "Яузы-220-стерео" переписывал на "Электронику-302". У меня было около десятка кассет с игрушками. Но играл я мало. Иногда просто запускал какую-нибудь игрушку и удивлялся красивой графике, приятной музыке, захватывающим событиям... Постоянно приходилось заниматься то настройкой, то переделкой чего-нибудь, то разными усовершенствованиями. Попытался подключить его по RGB-сигналу к цветному телевизору "Электрон Ц280Д", но безуспешно. Все цвета были "наизнанку"! Чего только я не делал! Паял разные схемы с инверторами, с эмиттерными повторителями... Не помогало. Позже мне удалось его подключить только к "Электрону 51ТЦ-451Д". Сразу заработал! Позже я переделал клавиатуру, собрал ее на герконах. Она стала намного надежнее работать, не зависала, кнопки не западали. Затем купил другой корпус с расширенной клавиатурой. Играть в игрушки можно было с помощью клавиатуры, двумя руками, но в сложные и динамичные игры это не очень удобно. К компьютеру можно было подключить два джойстика! Джойстики большие, с массивным основанием, прикреплялись к столу на присосках. Они удобно лежали в руке, а под большим и указательным пальцами были кнопки "Fire". На фото вверху слева — первый вариант покупного корпуса со вторым вариантом самодельной клавиатуры на герконах. Внизу — второй вариант покупного корпуса с пленочной расширенной клавиатурой. Справа — накопитель на гибких 5" дисках (НГМД Электроника МС-5305 (МС-5311) в народе называемый "тик", т.к. первые такие накопители начала выпускать фирма "TEAC"), он расположен сверху на корпусе платы контроллера. Это был огромный шаг вперед! Надо было только спаять плату контроллера (КР1818ВГ93, две ПЗУ по 64Кб и два десятка обычных микросхем серии 555). Зато это уже был компьютер с настоящей операционной системой (TR-DOS) и файловой системой записи. Имелись текстовые, графические и даже музыкальные редакторы, были более сложные и красивые игрушки. Но, конечно, постоянно были сбои, зависания, часто не читались дискеты. Все же было собрано "на коленях" и настраивалось по месту. Например, рекомендовалось соединять шины компьютера и контроллера через "буфер". Но в моем случае так не работало вообще, и у меня в колодке вместо микросхемы стояли проволочные перемычки! С помощью небольшого контроллера на микросхеме КР580ВГ75 можно было подключить настоящий цветной графический монитор. А с помощью микросхемы параллельного порта даже принтер! У брата был небольшой струйный, правда, ненадежный. То вообще не печатает, то льет чернила... За все это время в продаже появлялись многочисленные отечественные клоны Синклера — "Дельта", "Квант" и др. Примерно в этот же период вышел первый отечественный персональный учебный компьютер БК-0010, правда, только с черно-белым изображением на мониторе. Ими комплектовали компьютерные классы в школах. Позже вышел более мощный компьютер УК-НЦ. Конечно, зто все было так примитивно по сравнению с уже широко распространенными IBM-совместимыми компьютерами — 286-ми, 386-ми и 486-ми. Но это тема отдельного разговора... |