|
Это высказывание принадлежит моему папе. С ним связана следующая история. Рассказывала мама. "Когда мы еще жили в деревне (это было в середине 60-х гг. прошлого века), папа ездил на работу на автобусе. И вот в один прекрасный день он не успевал на автобус. А по шоссе в это время кто-то ехал на лошади с телегой. Папа запрыгнул на нее. Лошадь немного припустилась, и он быстрее доехал до остановки и успел на автобус!
Вечером он рассказал, что если бы он не подъехал на лошади, то опоздал бы: Его детство выпало на послевоенный период. Был голод, особенно на периферии. Он часто пел песенку: "Ого - тюпа - няма - фока - лепи ..." (Огурцы - суп - мясо - селедка - хлеб). Папа любил поговорки "Яйца курицу не учат" и "Ученого учить — только портить". А деньги он почему-то называл "тити-мити", при этом потирая подушечки большого и указательного пальцев друг о друга. Больше всего любил "красненькие" — червонцы. Сторублевую купюру называл "точа". С детства папа был увлечен техникой. Начал, конечно же, с велосипеда. Позже, в 1962г., он купил подержанный мотоцикл "Ковровец" К-175 (1960 года выпуска). Мотоцикл был коричневого цвета, но потом он перекрасил его в цвет "Морская волна". Вплоть до 1973 г. мы ездили на нем в деревню к бабушке с дедушкой и за грибами. Меня очень тепло одевали и сажали в серединку, между мамой и папой. Я прекрасно это помню. Однажды мы взяли с собой тетку, она была на велосипеде. Папа взял ее на буксир на веревке. В какой-то момент веревка то ли оторвалась, то ли отвязалась — в общем, тетка заехала в кювет! На правом фото родные "Ковровские" крышка бензобака и резиновая ручка от руля, которые я недавно нашел в сарае на даче. Еще две таких же ручки у меня стоят на руле на велосипеде. Как только купили машину (об этом чуть позже), мотоцикл поставили в сарай и больше на нем не ездили. Примерно в 1992 году папа продал его одному парнишке за 100 руб. После 20-летней стоянки без движения они накачали шины, немного поковырявшись, завели, — и парень сам уехал! Свою трудовую биографию папа начинал учеником киномеханика, фрезеровщиком, штамповщиком стеклянных пуговиц. А в 1959 году, закончив водительские курсы, он получил права шофера III класса. И с 1960 года стал работать водителем. С тех пор практический опыт у него стал огромным. Он разбирался во всем, начиная от сантехники и электрики, и заканчивая автомобилями. Папа всегда был очень внимательным, делал все аккуратно и никогда не спешил. Для него было пустяковым делом починить краны, перебрать велосипед, отремонтировать пылесос, приспособить электромотор для водяного насоса, разобрать пол-двигателя КамАЗа… Он по запаху мог отличить 76-й бензин от 93-го. Кстати, мало, кто помнит, что в 70-е...80-е годы бензины имели другое обозначение: А-66, А-72, А-76, Аи-93 и А-98 Экстра. А уж, тогдашние цены на них и подавно... По рассказам мамы и его самого я восстановил его биографию как водителя. Попытаюсь рассказать обо всех машинах, на которых он работал. Первым его рабочим автомобилем был ГАЗ-69А, который в народе называли "козел". На фото папа в середине. Это небольшой полноприводный вездеход (сейчас автомобили такого класса называют "джип") с брезентовым верхом. Машина очень распространенная в то время, легкая в управлении, обладала простой конструкцией и не требовала высокой квалификации для обслуживания и ремонта. Ездил он на "козлике" недолго, всего пару месяцев, когда работал в воинской части. Один раз попал в аварию — перевернулся. Но все обошлось без жертв. Отделался ушибами. Ну, а машину починили. В мае 1960 г. он перешел работать в сельское хозяйство, в колхоз. Стал на автомобиле Москвич-402 возить кого-то из начальства. Позже пересел на ГАЗ-М20 "Победа". В 1965 году папа сдал экзамен на шофера-профессионала II класса и стал ездить на грузовиках. Первым из них был вездеход ГАЗ-63. Через полтора года он получил права шофера I класса. Следующим был ГАЗ-51 фургон с госномером 98-05 юау, с темно-зеленой кабиной и будкой чуть посветлее. В совхозе его называли "летучкой". В будке была небольшая печка, слесарный верстак, "наждак", комплект крепежа и необходимых запчастей для ремонта сельскохозяйственной техники (тракторов и комбайнов) в полевых условиях, т.е. это была "техпомощь". Потом опять был "газон", ГАЗ-51А, но бортовой, тоже темно-зеленого цвета, с госномером 99-34 юаш. На нем папа стал работать по снабжению совхозного автогаража и тракторного стана запчастями, которые получал на базах. В 1970 или 1971 году ему дали новую машину. Это был бортовой грузовичок УАЗ-451ДМ (в народе его называли Головастик) темно-зеленого цвета с номером 67-81 юбз. Грузоподъемности в 1т. вполне хватало для того, чтобы возить из "Сельхозтехники" новые мосты, двигатели, коробки передач и другие узлы, а также мелочь — детали моторов, тормозных механизмов, ходовых частей для тракторов и автомобилей. Но самое главное, такие автомобили пускали в Москву, где тоже находились базы и ремонтные заводы — в Бескудниково, Красную Пахру, на Пресню. И затраты на бензин и запчасти были намного меньше, чем, например, у ГАЗ-53. Машина эксплуатировалась круглый год 5 дней в неделю, а иногда, в периоды посевной и уборочной страды, и по выходным, в тяжелых сельских и полевых условиях. Пробег был большой, 200...300 тыс. Машины начинали барахлить, требовали все больших затрат на ремонт и даже капремонт. В 1973 году папа получил точно такой же новый УАЗ зеленого цвета с номером 44-39 ювб. Я частенько просил папу брать меня с собой. После школы я был свободен, а он почти всегда приезжал обедать домой. Мы ездили и в Москву, и в Лобню, и в Подрезково, и в Клин. Машинка была легкая, поворотливая, довольно динамичная. Жаль только, что кабина была двухместная, ведь посередине был капот двигателя. Но, поскольку я был еще маленький, то сидел как раз на этом капоте, когда мы втроем с мамой куда-нибудь ездили. А проезжая мимо постов ГАИ, я прятался в ногах у мамы. Через три года пришлось опять ехать за новой машиной. На этот раз достался УАЗ-451ДМ с голубой кабиной и серым кузовом. Номер 73-33 ювб. На нем стоял двигатель не от ГАЗ-21, а более современный, модернизированный, с измененной системой смазки, другим карбюратором, воздушным фильтром. В подвеске стояли телескопические амортизаторы взамен рычажных. На машине приходилось возить баллоны с кислородом для сварки, покрышки, моторы в капремонт, из капремонта, цветные металлы на сдачу, аккумуляторную кислоту, кабины, крылья, двери, лобовые стекла для грузовиков и т.д. и т.п. Зимой работать было намного тяжелее, чем летом. Ведь это сейчас в системах охлаждения применяют антифриз и тосол. А тогда — каждый вечер надо было сливать воду, а утром пару раз "проливать" радиатор горячей водой, чтобы прогреть двигатель и без проблем завести! Тогда в совхозе антифриз заливали только в недавно полученные КамАЗы. В 1980 году он пересел на четвертый УАЗ! На этот раз желтого цвета с номером 76-56 ювц. Папа очень любил все свои машины. Всегда обслуживал и ремонтировал сам, никому не доверял. А на время отпуска умолял начальство никому не давать свою машину. В 1983 году папа решил немного поменять условия работы, чтобы больше зарабатывать, и получил новый тяжелый грузовик, самосвал КамАЗ-5511. Кабина темно-зеленого цвета, кузов красный. Номер 26-39 югд. Двигатель мощностью 210 л.с., грузоподъемность 10т.! Высокая, широкая, мощная, современная машина! На ней приходилось возить торф, песок, навоз, и даже участвовать в уборочной — ездил за комбайном и возил ячмень, а также заготавливать силос на корм коровам. Для этого на кузов установили задний открывающийся борт и нарастили кузов сеткой. На этой машине он тоже иногда брал меня в поездки. Несколько историй - ЖАРКАЯ УБОРОЧНАЯ СТРАДА. У машины было слабое место — прокладки головок цилиндров частенько пробивало, и тек ТОСОЛ. У других таких же автомобилей в хозяйстве тоже была эта проблема. Но работать на этой машине для папы было уже тяжело. Высокая кабина с двумя ступеньками. Тяжелый борт, у которого надо было открывать и закрывать запоры. А уж если приходилось менять колесо, то это можно было сделать только вдвоем. И в 1987 году он пересел на грузовик полегче — ГАЗ-САЗ-3507, тоже самосвал, госномер 79-61 меэ. У него был длинный зеленый кузов с трехсторонней разгрузкой, а кабина голубая. Возил на ней тоже торф, песок, грунт, ячмень. И проработал на ней до 1990г. Летом его послали в Саранск за новым "газоном", еще более легким, грузоподъемностью 2,5 т. Это самосвал ГАЗ-САЗ–3502 с предварительным подъемом кузова на высоту 2,5 м. Кабина тоже голубая, кузов коричневый, короткий. Раму предварительного подъема кузова он сразу снял, т.к. он опять перешел в снабжение, и использовал иашину просто как грузовик. Машина стала обыкновенным самосвалом с разгрузкой назад. Это была его последняя машина. Тогда у нее был номер 78 - 28 мза. С задним бортом была такая история. Папа рассказывал, что как-то машина забарахлила. Он встал на обочине, открыл капот, решил все проверять, найти причину. К нему подъехал знакомый шофер, остановился. Стали вместе ковыряться. Коллега стоял на бампере и что-то делал в моторном отсеке, а папа стоял около левого переднего крыла. И вдруг видит, что сзади к машине быстро приближается какой-то кран. Папа крикнул: “Держись!”. Кран своим тяжелым крюком и тросами вминает посередине борт. Все закончилось довольно благополучно – отделались испугом и пораненным пальцем коллеги. В хозяйстве виновника аварии сварили новый борт, точнее нашли какой-то большего размера и отрезали. Получилось, что ребра жесткости стали несимметричные. Однажды, в 1992 году, где-то в Москве, его довольно сильно ударила сзади машина. Кузов сместился вперед настолько, что даже чуть смял заднюю часть кабины. Папа сильно ударился головой о кабину, и еще грудью о руль. Но, вроде, все обошлось. Машину починили. После того, как с папой в марте 1993 года случился инсульт, машину отдали какому-то молодому шоферу. Он ее не особо берег, и не очень следил за ней. Но она все-таки очень долго исправно служила. Частенько я потом видел эту машину. Она была в нашей местности такая одна. Я ее узнал по самодельному заднему борту. Знакомый шофер, наш сосед, потом подтвердил, что это действительно папина бывшая машина. И вот 17 июня 2004 года мне удалось, наконец-то, ее сфотографировать. Дело было днем и она стояла напротив бывшего совхозного гаража. Нельзя не рассказать и о машинах, на которых он не работал, а просто пригонял для совхоза. Он же был все-таки снабженцем! Помню, в 1989 году его послали в командировку в Вологду за "вахтовым" УАЗом. Я в это время был в отпуске и попросился с ним поехать. Подробно об этом - ПОЕЗДКА В ВОЛОГДУ ЗА УАЗОМ.
Летом 1992 года его с двумя шоферами послали в командировку в Горький. Надо было получить три "газона". Время было неспокойное (после недавнего путча). Деньги не перевели через банк, а дали наличными, с собой, на три грузовика! Мама тогда очень переживала. Но все закончилось благополучно, все три машины без приключений были доставлены в совхоз. Правда ехали они поврозь. Папа не любил ночную езду, а коллеги ехали без отдыха, и поэтому приехали на день раньше. В октябре 1992 г. он опять ездил в Горький, но уже за персональным автомобилем для директора, за Волгой ГАЗ-31029 светло-серого цвета. Из Брянска пригонял и ГАЗ - 53 "ДУК-1" (Дезинфекционная Установка Комарова) для санитарной обработки коровников и свинарников.
Папа всегда очень хотел иметь свою собственную машину. В 60-х гг. его мечтой была 21-я "Волга". На такой в то время работал его свояк. Папа хотел приобрести где-нибудь подешевле списанную и отремонтировать ее. Мои родители стали копить деньги. Мама вспомнила, что первым взносом была ее получка — 135 руб., которые она положила на сберкнижку. Но мечте о Волге не суждено было сбыться. В 1970 году в Тольятти начался выпуск самого знаменитого и выдающегося "народного" автомобиля ВАЗ-2101 Жигули. Первые годы машины в основном распределялись по очереди, поэтому были дефицитом и, вообще, в то время даже Жигули считались роскошью. Престижнее была только ГАЗ-24 Волга. Как передовика сельского хозяйства папу в конце 1972г. тоже поставили на очередь. Я был еще маленький (ходил в первый класс) и родители мне об этом не сказали. И уже в марте 1973 г. они получили открытку, что пора оплачивать покупку машины. На тот момент у родителей всей суммы не было. Они и не думали, что так быстро подойдет очередь. Почти треть суммы им пришлось быстро занять. Как-то раз мы шли домой из гаража. Около нашего дома стояли новенькие "Жигули" ВАЗ-2101. Папа спросил нас: 5 апреля 1973г. рано утром, часа в четыре или пять, папа, мама и дядя Коля, папин коллега (он тоже работал в совхозе) на ГАЗ-69 поехали в Красногорск. Мне ничего не сказали и оставили дома с теткой. Рассказывала мама:
Папа частенько подъезжал к нашему дому на рабочем УАЗике. И вот ближе к вечеру я посматривал в окно, может, папа подъедет... И вдруг к дому подъезжают вишневые Жигули и из них выходят папа с мамой. Мама была в васильковом поролоновом демисезонном пальто и белой вязаной беретке. Как сейчас помню этот эпизод, хотя прошло 50 лет! Когда они пришли домой, я спросил их: "Чья машина?". А они, улыбаясь, ответили: Долги за машину отдавали в течение трех лет по 50, реже по 100 рублей. Еще я обнаружил расписку папы следующего содержания: Мы объездили на машине много курортов и мест отдыха. Не раз были в Крыму, на Кавказе, на Украине, а также в Ленинграде, Рязанской и Владимирской областях. Истории о наших путешествиях можно почитать ПУТЕШЕСТВИЯ НА МАШИНЕ ПО СТРАНЕ, 1973-90г. Когда я чуть подрос, стал помогать папе ее обслуживать, ремонтировать. В 12 лет я научился заводить машину. В 13 — заезжал в гараж и выезжал из него. В 14 папа понемногу стал обучать меня вождению. Сначала в деревне по проселочной дороге или по краю поля. Потом на неоживленном шоссе по вечерам. И только в 23 года я отучился в автошколе ДОСААФ и получил права. Позже эта машина по наследству перешла мне. Много чего пришлось в ней заменить, отремонтировать, отрегулировать. Старался поддерживать ее в отличном состоянии, берег и очень ее любил. Автомобиль этот еще из первого миллиона. На нем даже были некоторые детали импортного производства — трамблер, бобина, свечи, амортизаторы и др. Даже корзина сцепления была привернута болтами с надписью FIAT. По версии журнала "За рулем" автомобиль ВАЗ-2101 Жигули признан "Автомобилем 20 века в СССР и России"! И еще, по международной классификации олд-таймеров (ретро-автомобилей) наш автомобиль попадает в класс G — "янг-таймеры", выпущенные более 30 лет назад. Папа всегда работал честно, самоотверженно, не жалея себя. Был спокойным, молчаливым и добрым человеком. Никогда никому не отказывал в помощи. Делал это чаще в ущерб себе. Был такой случай. Во время посевной на краю поля застрял трактор Беларусь МТЗ-80. Разворачивался с плугами, а место там было низкое. Вот и сел на задний мост. Папа, естественно, бросился помогать трактористу. Пришлось лопатами откапывать, подкладывать ветки, сучья, даже чуть ли не толкать. И в один момент он находился сзади трактора, который пытался "враскачку" выехать. Вдруг он резко поехал назад, он не успел отскочить, и трактор проехал задним колесом, диаметр которого почти два метра, по его ноге от ступни до колена! Он только успел пригнуть ее, прижать ее к земле. Вечером приходит домой прихрамывая. И рассказывает эту историю. Поскольку грунт был все-таки мягкий, перелома не было, но нога была синяя и с одной стороны была гематома размером сантиметра четыре. Он не пошел в больницу, т.к. не любил врачей и всегда старался вылечиваться народными средствами и внутренними силами организма. Говорил, что лучше просто отлежаться. Жаль, что он немногое из своего опыта смог передать мне. Он был немногословный, мало что объснял сам, поэтому мне приходилось все у него спрашивать и выпытывать. Еще раз скажу, что практический опыт у него был огромный, но некоторые вещи он иногда просто не мог объяснить, почему это именно так, а не иначе. Он просто знал, что и как делать правильно. Его очень весомый вклад в развитие сельского хозяйства неоднократно отмечался руководством. Он был Ударником Коммунистического Труда, победителем соцсоревнований в 1974 и 1975 гг. Имеет 8 почетных грамот, в том числе: Папа был всегда немного консервативен. Новшества воспринимал тяжело, со скепсисом. Я помню, что когда появились первые отечественные переднеприводные автомобили (ЗАЗ-1102 Таврия, ВАЗ-2108, Москвич-2141), он говорил, что они будут ненадежные и тяжелые в обслуживании и ремонте. Также ему не нравились, например, КПП-автоматы. В то время (конец 80-х — начало 90-х) у нас не было доступных для простого народа автомобилей с такими коробками. Только снятые с производства ЗИМ, Чайка или правительственные ЗИЛы. Он любил простые и поэтому надежные и ремонтопригодные машины, такие как ГАЗ-53, ЗИЛ-130, ВАЗ-2101. Дизельные двигатели тогда стояли только на тракторах и больших грузовиках. Не было понятия "зимняя резина"... Папы нет уже 28 лет... Я тут как-то подумал, как бы он был удивлен, поражен, если бы увидел то, на какой стадии сейчас развитие автомобильной промышленности, как далеко ушли вперед автотехнологии. Да и, вообще, во многое он просто бы не поверил. Например, что сейчас: Кстати, он не застал ни мобильных телефонов, ни смартфонов, ни персональных компьютеров, ни интернета, ни спутникового ТВ, ни дорожных видеокамер, ни цифровых фотоаппаратов... В то время у нас в квартире-то не было городского телефона... Некоторые фотографии взяты из свободного интернета и старых журналов. |