Как я ездил на VOLVO







Как я ездил на VOLVO

Один мой приятель и коллега, Алексей, в конце 1997г. купил себе VOLVO 440GL. Ее пригнал его знакомый из Бельгии для своей жены. Но машина ей не подошла по габаритам. Она очень маленького роста, и ей на сиденье приходилось подкладывать подушку. Но все равно она как-то неуютно себя в ней чувствовала. И он предложил ее Лешке за $7100.


VOLVO-440GL

Машина 1990 года, хэтчбек, темно-синего цвета, стандартная комплектация. Есть только сигнализация с центральным замком. По данным из каталога должен стоять гидроусилитель руля. Но Алексей говорит, что на этой машине его нет. А мне кажется, что есть, т.к. руль очень легкий. Двигатель французский, RENAULT, обьемом 1721куб.см., мощностью 100л.с. Я интересовался, в разных источниках указывается от 101 до 105 л.с., но Лешка утверждает, что 109. Расположен поперечно. Многоточечный впрыск. На пятой двери справа шильдик 440 GL injection. Когда машину растаможивали, хозяин содрал этот шильдик и заменил щиток приборов на старый (с большим пробегом по одометру) от другой машины, чтобы как можно меньше платить пошлину.


Слева на пятой двери надпись VOLVO. На передних крыльях, на колпаках колес, на центральной консоли, на руле, на стеклах - везде VOLVO. Кстати, мне почему-то раньше казалось, что на передней облицовке эмблема синего цвета. На самом деле черного.


Алексей говорил, что есть турбонаддув, но когда мы открывали капот, я что-то ничего похожего на турбину не обнаружил. Или там стоит механический нагнетатель, или турбонаддува нет (в литературе про такой двигатель сказано, что он может иметь наддув). Двигатель стоит на гидравлических опорах. Бензин вообще 95-й, но на этой машине двигатель переделан под 92-й. Привод передний. Резина UNIROYAL дорожная, дождевая, размер 14”, бескамерная. Тормоза дисковые спереди и сзади.


На пятой двери (она, кстати, имеет небольшую ступеньку, сантиметров двадцать, что немного сбивает с толку, что это хэтчбек) установлен пластиковый спойлер в цвет кузова. При его установке, когда забивали штырь в центре, лопнула сталь прямо над замком, и там образовалась вертикальная щель примерно 1х0,5см. Сам спойлер тяжеловат, поэтому в верхнем открытом положении дверь не держится. Возможно, слабоваты газовые пружины, и Лешка подставляет деревянную палку.


В салоне обивка тканевая, серого цвета, на полу ковры. Потолок как будто шерстяной, с начесом, но обивка не продавливается, твердая. На передних сиденьях имеются подголовники. Водительское сиденье имеет три регулировки: продольного перемещения, наклона спинки и наклона подушки. Впереди инерционные ремни безопасности, сзади обыкновенные.


Панель приборов пластмассовая, черная, а сама “торпеда” темно-серая. Очень высокая, вертикальная, и как-то расположена близко к водителю. Центральная часть слегка повернута к водителю. В ней дефлекторы обдува, магнитола, управление отопителем и маленькая полочка. Она постепенно снижается к центральному тоннелю между передними сденьями. На панели приборов спидометр, оцифрованный до 220км/ч (на одометре чуть больше 68 000км), тахометр (до 8000 об/мин., красная зона от 6000), указатели уровня топлива и t охлаждающей жидкости, котрольные лампы. Все это находится как-то очень глубоко в панели. У приборов черные циферблаты. Мне сначала показалось, что у панели приборов вообще нет стекла, может разбилось. Так и захотелось потрогать красные стрелки пальцем! Но палец все-таки уткнулся в стекло. Просто оно гнутое и еще у него специально подобран такой угол наклона, чтобы на приборах не было бликов.


Лобовое стекло слегка тонированное (чуть-чуть голубовато-зеленоватое), а в верхней части напыление зеленого цвета, шириной сантиметров десять, прозрачное, от солнца. Стекло очень сильно наклонено вперед, поэтому стойки немного мешают обзору. Во всех дверях стекла целиковые, форточек нет. Стекла (лобовое, боковые окошки в задних стойках и заднее, в пятой двери) вклеены в проемы. Изнутри на них по периметру нанасено черное покрытие, кончающееся маленькими точками, как бы рамка, шириной около 1,5см. Заднее стекло с обогревом, дворника нет.


Боковые зеркала (регулируемые из салона) уменьшающие, поэтому обзор очень хороший. Салонное нормальное, приклеено к стеклу, правда хотелось бы, чтобы оно было размером побольше, так как мешают подголовники. Обзор через него плохой.


Руль четырехспицевый, без подушки безопасности, небольшой, толстый. Очень легкий. Регулируется по высоте. Педали сцепления и газа вполне обычные. Педаль тормоза тоже очень легкая, свободного хода нет. И когда на нее чуть нажмешь, машина резко тормозит. Нужна привычка, чтобы научиться притормаживать и тормозить плавно, без юза. КПП пятиступенчатая, механическая. Рычаг коротенький, в кожаном чехле, торчит вертикально. Для включения заднего хода надо поднять вверх кольцо под набалдашником. Ходы рычага короткие, поэтому вместо первой иногда втыкаешь третью. Но движок не глохнет, а немного вибрирует вместе с коробкой. Это заметно по дрожанию рычага и малой скорости движения. После второй иногда вместо 3-й включаешь 5-ю и едешь нормально, как ни в чем не бывало, даже не зная об этом.


Вообще-то мне показалось, что сидеть впереди на пассажирском месте как будто бы тесновато (по сравнению с ВАЗ-2101). Коленки почти упираются в переднюю панель, правая рука почти лежит на подлокотнике, точнее упирается локтем в него. У правого плеча стекло, чуть правее головы сантиметра на 3 - ручка над дверью. Обзору, если повернуть голову назад, мешают высокие подголовники. Но зато можно откинуть голову на подголовник и вытянуть ноги вперед, практически выпрямив их! Это очень радует.


Сзади я не сидел, но, кажется, там чуть просторнее, чем в Жигулях. Правда, посередине из подушки торчат замки ремней безопасности. А на полу в середине карданный тоннель как у заднеприводных автомобилей. Кстати, предшественник этой машины, VOLVO 343, быд заднеприводным! Спинка складывается полностью или частями (1/3 или 2/3). Багажник большой, с поднимающейся полкой. Бензобак находится под задним сиденьем, запаска-докатка под полом багажника, но Лешка говорит, что туда влезет и нормальное колесо. Родные дворники утащили вместе с поводками. Алексей купил короткие (51 см вместо 53), но и они вполне справляются со своими обязанностями.


В Бельгии перед продажей машина прошла компьютерную диагностику. Было заменено масло в двигателе, передние и задние тормозные колодки. Все остальные параметры в норме.



О мелких неисправностях


Иногда не до конца обратно возвращается педаль газа. На тросике привода системы впрыска ослабла пружина.
Иногда не включается первая передача. Привод - тросовый. Надо сначала включить вторую, затем - вперед, первую. Тогда все нормально. Это дефект выжимного подшипника, люфт. Не страшно.
На заднем правом крыле на самом углу над фонарем небольшие полоски-вмятинки - зацепили при транспортировке на пароме.
Треснуто стекло правого поворотника. Эту отметину оставил УАЗ - 469, который парковался рядом на стоянке.
Немножко болтается пластмассовая фальшрадиаторная решетка.
На задней двери над замком дырка-щель, о которой я уже говорил.



Впечатления от езды


Двигатель работает очень тихо, его практически не слышно, особенно если играет музыка.
Подвеска как бы немного жестковата, на ямах и буграх погромыхивает. Может быть это из-за радиальной широкой резины, или такова уж конструкция подвески (спереди Мак-Ферсон, сзади - независимая, со стабилизаторами поперечной устойчивости).
Руль такой легкий, что, просто слов нет - вращается одним мизинцем. После поворота он сам возвращается в нейтральное положение, т.е. прямо. Приемистость ощутить не удалось, т.к. на улице -2...-3 градуса, на дороге соленая снежная каша. Когда “газуешь”, колеса пробуксовывают - резина не по-сезону.
Вообще, машина в очень хорошем состоянии. Внутри ничего не поцарапано, не болтается, чисто. Кстати, также очень чистый двигатель, выглядит почти как новый. Его, наверное, помыли перед продажей.
Машина мне понравилась. Приятно сидеть, а еще приятнее вести иномарку очень известной фирмы. Но чуда какого-то я не почувствовал, чтобы так прямо, ну, как бы дух перехватило - нет. Немного тесновато, темновато, но в общем-то все довольно удобно и хорошо.



Как мы ездили


Я созвонился с Алексеем и он пригласил меня покататься в воскресенье, 7 декабря. Прав у него тогда еще не было, он только заканчивал обучение в автошколе. Поэтому я выступал в качестве основного водителя и еще инструктора. Всю неделю шел снег, поэтому на машине был слой толщиной сантиметров пятнадцать. Мы стряхнули его. Пришлось еще немного откопать снег перед передними колесами и впереди немного сравнять бугор. Но все равно колеса буксовали и нам вместе с его сыном пришлось машину подтолкнуть. Он с нами потом катался всю дорогу.


У Лешки была “фирменная” синтетическая желтая рукавичка со стеклянным (!!!) скребком (ему ее кто-то презентовал) и он поскреб немножко лобовое стекло и стекло правой передней двери. Добавили в бачок омывателя заранее подогретую импортную жидкость голубого цвета, похожую на ТОСОЛ, с температурой замерзания -80 градусов. Но левая форсунка не брызгала, видимо, старая жидкость в ней замерзла. Пришлось пальцами ее отогревать.


Алексей сказал, что на машине стоит бортовой компьютер. Надо сначала на несколько секунд повернуть ключ - включить зажигание, чтобы он подобрал оптимальный состав смеси для запуска двигателя, измеряя температуру на улице и где-то там еще в двигателе. После этого надо, не нажимая на “газ”, повернуть ключ в положение “Запуск”. Машина завелась, правда со второй попытки. Возможно, что первая попытка была слишком короткая по времени, и движок “не схватил”. После того, как машина завелась, сначала обороты двигателя были большие, затем по мере прогрева они постепенно снижались и в конце концов стали нормальными холостыми оборотами, чуть меньше 1000.


Отопитель работает отлично. Минут через десять-пятнадцать в салоне стало даже жарко. Лед на стеклах оттаял, я снял шапку, расстегнулся. Ноги стали горячие. В пути электровентилятор охлаждения двигателя ни разу не включался. Температура охлаждающей жидкости по прибору была меньше половины шкалы. Лешка сказал, что надо бы вставить какую-нибудь картонку перед радиатором для утепления мотора.


Сначала поехал Алексей. Мы отъехали от его дома и поехали вглубь квартала. Там дорога с поворотами и спусками-подьемами. Машин было очень мало. Видели, как на “девятке” обучалась девушка. Она ехала потихоньку. У машины на стеклах был знак У и мигала аварийная сигнализация, поэтому мы не могли понять, куда же она поедет на следующем повороте - налево или направо. Потом она поехала прямо, а мы свернули направо.


Лешка сделал кружочек и сказал мне, чтобы я попробовал. Я сел за руль. Пока не пристегнулся, на панели горела красная лампочка. Также горела еще одна лампочка, пока я не нажал на тормоз. Она напоминала, чтобы проверить, действуют ли тормоза. Эти лампочки находятся в верхней части панели приборов справа и слева и их хорошо видно. Лампочка ручного тормоза находится внизу справа и поэтому на нее как-то сразу не обращаешь внимания, и мы несколько раз забывали снять машину с ручника. Она, конечно, ехала, но как-то тихо и плохо набирала скорость. Потом мы догадывались, что она на ручнике, опускали его вниз и машина сразу оживала. Так еще раньше Лешка немного поджег задние колодки.


Мы немного покатались и потом заехали домой и взяли его дочь. Дальше опять поехал Алексей. Почти всегда после поворота мы забывали выключать поворотник. Сам он почему-то не выключался, а дублирующая маленькая зеленая стрелка на панели мигала, но ее было не очень видно. Звуковое сопровождение (пиканье зуммера) не предусмотрено. Также не было слышно и пощелкиванья реле, оно, наверное, было электронное.


Когда я закрывал боковое окно (направления открытия и закрытия противоположны “жигулевским”), колесико ручки выскочило и осталось в руке. Оно крепится с помощью четырех усиков, которые, видимо, ослабли. Я его вставил с щелчком на место. Лешка сказал, что и на правой передней двери оно давно уже выскочило и закатилось под сиденье, надо будет на досуге его найти.


По пути нам навстречу два раза попадались гаишники (на “жигуленке” и на УАЗе). Они пристально так посмотрели на нас, но не остановили. Возможно потому, как предположил Лешка, что с нами были дети. Да и ехали мы тихо, правил не нарушали. Всего мы наездили за этот день 42 км.



О манере езды Алексея


До этого Лешка с инструктором автошколы ездил всего два раза и еще два раза они катались с хозяином.

Так как на дороге была снежная жидкая каша, нас несколько раз немножко “крестило”, т.е. слегка таскало. Он как-то резковато водит, едет быстрее, чем надо было бы ехать. Поворачивает сразу резко и, по-моему, немного поздновато. Поэтому нос съезжает наружу поворота.

Один раз при повороте налево (дорога там чуть-чуть с уклоном вправо) машина пошла прямо. Лешка - резко по тормозам! Остановились сантиметрах в пятидесяти от бордюра.

Тормозит слишком резко. И еще резко отпускает сцепление, а “газ” не добавляет и мотор глохнет. Это у него бывает довольно часто. Кстати, чтобы снова завести, надо выключить зажигание, снова включить его, и потом уже заводить.

При переключении передач сцепление отпускает поздно, а уже сильно “газует”.

По прямой дороге ведет почти всегда одной левой рукой, которую держит на “восьмерке”. Правая - на правом колене или слегка придерживает руль в районе “пятерки”. При повороте налево крутит руль одной левой рукой.


В машине установлена магнитола BLAUPUNKT, два 13-см динамика в передних дверях внизу и еще есть места под два 13-см в задней полке багажника, антенна с электроприводом в заднем левом крыле. Но она давно сломалась и просто вставлена в гнездо, чтобы не было дырки. Поэтому радиоприемник ничего не ловит, только шипит.


После поездки

Мы слушали кассеты (разные сборники попсы, в том числе и российской, SMOKIE и еще что-то). Звучание очень хорошее. Стереоэффект ощущается хорошо даже с правого сиденья. Но создается такое впечатление, что звук идет откуда-то из глубины передней панели, даже из-под нее, а не из динамиков в дверях.


Заехали в магазин Автозапчасти. Лешка купил автокомпрессор за 126000руб. Поинтересовались антеннами - подходила за 36000, но она неубирающаяся, поэтому не купили. Лешка увидел родные щетки (53см) за 92000 руб. и очень расстроился, потому что недавно купил 51-см за 115000! Еще посмотрели автомагнитолы. Алексею понравилась SONY за 1086000руб. и 13-см динамики, тоже SONY, за 136000.


После поездки я попросил Лешу сфотографировать меня около машины на память. Он “щелкнул” два раза. Точно такой же снимок, но без фигуры из пяти пальцев, я потом дал Леше.



Вторая поездка


11 января 1998г. я снова созвонился с Алексеем и мне представилась возможность еще раз покататься. На улице был мороз -7. С утра снега не было, дороги были чистые, почти сухие и я обрадовался, что по-нормальному поездим по сухому и чистому асфальту. Но пока я зашел к нему, поболтали, он собрался, а когда мы вышли на улицу, уже шел снег, и поднялся сильный ветер - метель как в феврале. Дороги стало заносить. Опять не повезло с погодой!


Машину "отряхнули", стекла поскоблили. Завелась с первой попытки, стартером гоняли всего секунды три-четыре. Прогрели. С места стоянки выехали со второй попытки, потому что задние колеса примерзли к дороге. В районе левого заднего колеса находилась вентиляционная решетка коллектора, из которой все время шел пар.


Лешка несколькими днями ранее переобул машину в новые отечественные зимние покрышки НИИШП Ралли размером 175/70 R14. Но сейчас все колеса были подспущены. Пришлось с помощью нового компрессора поднять в них давление с 1,5 до 2,0атм. Единственное неудобство компрессора - шкала, у которой максимум - 30 или даже 40 атмосфер. Т.е. рабочий диапазон (2атм) находится в самом начале, и еще к тому же деления нанесены через 0,5 атм. И странная оцифровка - 1, 3, 5, 7 и так далее. И значения 0 нет. Манометр сам малюсенький. В итоге очень трудно поймать рабочее давление. Погрешность будет, наверное, 0,2...0,3атм.


Подошел его сын, он тоже захотел покататься с нами. Стрелка бензина уже была в красной зоне, поэтому мы сразу поехали на заправку. Вел Лешка, внаглую нарушая ПДД! Поворот на заправку находился как раз перед самым постом ГАИ. Так что нам пока везло, и удавалось не проезжать мимо постов. Залили 40л 95-го по 2800руб. Алексей сказал, что разочек нужно залить тот бензин, который и положено.


Потом мы поехали к его другу и отвезли его с женой на рынок. Встали на платную стоянку. На рынке Лешка купил себе черные джинсы Marlboro за 200000руб. Мы договорились, что заедем за другом минут через сорок, а сами поехали еще покататься. За 20 минут на стоянке с нас содрали 8000 руб., как за полный час. У них такие правила, что за 10 минут они вообще ничего не берут, а от 10 минут до 1 часа все равно 8000.


Снега к этому времени уже навалило много, дороги не чистили. И когда мы ехали по дороге с небольшим уклономи и пологим правым поворотом, нас чуть занесло влево. Алексей попытался выровнять машину поворотом руля влево, но нас стало чуть заносить вправо. Так мы совершили всего 6 или 8 небольших колебаний по синусоиде. Хорошо, что проезжая часть там довольно широкая, и мы не зацепили ни встречных машин (их попалось три, все они чуть приняли вправо и притормозили), ни бордюра справа. У меня мгновенно участилось сердцебиение, я даже немного труханул. И представил, что если бы стояла та старая летняя, практически лысая резина, то последствия могли бы быть ужасными.


Затем мы заехали на рынок, встав опять на стоянку. Друг с женой быстро подошли, поэтому на этот раз с нас плату не взяли. Отвезли их домой и нам еще надо было заехать в мастерскую, Лешка хотел заказать запасной ключ к машине. Так как мы побоялись наскочить на гаишников, за руль сел я. Но ключ так и не удалось сделать. Были похожие заготовки от MITSUBISHI, но изготовленный ключ не поворачивался в замке. Мастер пообещал привезти родную заготовку и просил подъехать через недельку. Работа будет стоить 85000руб. Со стоянки я выезжал задним ходом по зеркалам, потому что пока мы стояли, заднее стекло опять замерзло. Поехали обратно. Алексей пересел за руль сразу за мостом, около торгового лотка с автомаслами.


Во время нашей поездки все время шел снег, поэтому мы время от времени включали дворники. Так как в салоне было тепло, снаружи на стеклах снег таял, а вода стекала и замерзала. Резинки щеток обледенели, местами не касались стекла и оставляли широкие непрочищенные полосы. Как только мы выходили из машины, сразу соскребали лед скребком с левой части лобового стекла и убирали намерзший лед со щеток. Заднее стекло заносило снегом, в движении постоянно включенный обогрев не помогал и через стекло ничего не было видно. Но опять очень порадовали боковые зеркала, они были сухие и чистые. Почему-то их не заносило снегом. Лишь на нижней окантовке корпуса зеркала был слой снега миллиметра четыре или пять, но от этого обзор совсем не страдал. Немного заметало также задние фонари и номер.


Между нижней кромкой лобового стекла и капотом есть углубление, там видны прорези. То ли оттуда дует на стекло воздух, то ли туда должна стекать вода со стекла, в общем, там были глыбы льда, мы их оттуда вытаскивали кусками. Также льдины были под задним спойлером и внизу на уплотнителях боковых окон (2...2,5см) и на капоте (около 5мм).


Как только мы глушили двигатель, внутри окна сначала запотевали, а потом покрывались инеем, замерзали. А снаружи оттаявшая вода превращалась в лед, и через них ничего не было видно. Перед посадкой в машину надо отряхивать снег с себя, с обуви. Мы заводили, включали печку на максимальную температуру, обдув на 4-ое положение (всего пять, но на последнем довольно сильный шум), задавали направление обдува на стекла, и только после пяти-семи минут ожидания можно было уже что-то видеть через стекла и трогаться. В общем, зимой - не езда, а только одно мученье! И это при полностью исправной машине. А если что-то барахлит? То и дело открывай капот, заводи, глуши, бегай туда-сюда. Или вдруг придется колесо менять... А на улице мороз, метель или сразу все вместе! Бррр-рр-р!!!


Во время этой поездки мы накрутили километров пятьдесят. Когда ставили машину на место, где-то уже в четвертом часу, немного потеплело, снег и метель закончились, т.е. наша поездка пришлась на самую неприятную погоду.



Заключение


Конечно, за две короткие зимние поездки я не намучался, наоборот, получил глубокое удовлетворение, т.к. мне было все в диковинку, интересно, любопытно: первый раз на VOLVO, первый раз на переднеприводной машине, первый раз за рулем зимой, не считая вождения в автошколе в феврале 1989 года. Но тогда погода стояла слякотная, температура плюсовая, и на дорогах были лужи.


Эти поездки мне доставили огромнейшее удовольствие! Очень приятно осознавать, что ты управляешь машиной, она тебя слушается, ты едешь туда, куда тебе нужно. По времени и комфорту не сравнить с автобусом! И едешь-то на престижной иномарке!


Хвалиться не буду, но во время второй поездки я почувствовал, что еду уже намного увереннее, чем в первый раз. Поворотники забыл выключить только один раз, да и то опомнился быстро, проехав метров пятьдесят после поворота. При трогании ни разу не заглох. Ни разу не трогался с третьей и ни разу не путал третью с пятой. И только один раз никак не мог включить первую. Лешка дергал-дергал и включил. С ручника мы уже оба не забывали снимать, хотя ставили раза два всего.


Он тоже стал водить получше, но пока часто глох при трогании, и переключался, сильно “газуя”. От привычки рулить одной рукой он пока не избавился. Его друг еще в прошый раз сделал ему замечание:
- Леха, отучайся сразу руки держать внизу. Ведь, если что - то ты уже ничего не сможешь сделать! Ты можешь рулить одной левой рукой, одной правой, но тогда держи руль за верхнюю часть!


Машину, конечно, жалко. Полные крылья мокрого снега с солью, весь низ мокрый, сверху - лед. Постоянные перепады температуры, соль или еще какая-нибудь пакость на дороге, опасность заноса, юза, хранение машины под открытым небом.


В принципе, зимой по снегу или снежному накату ездить можно, только не очень быстро. И резко не тормозить. В салоне тепло, дискомфорт создает только зимняя одежда, как-то не очень удобно, скованно себя в ней чувствуешь. И совершенно неудобно застегивать и расстегивать ремни безопасности, поворачивать голову назад. Но все-таки - КЛАССНО!


Если заменить всего одно слово в популярном рекламном ролике, то получится: VOLVO. Швеция. Сделано с умом.


А современный лозунг выглядит так:

Слоган

Кстати, известно, что фирменная эмблема VOLVO постоянно менялась и выглядела по-разному. В шапке приведены несколько видов. Остальные - ниже.






Наверх