Эпизоды из жизни автолюбителя







•  Вот так встреча!
•  Резиновое ведро
•  Злополучный болт
•  "Куплю Ваш Авто..."
•  "Лопух"
•  Поцарапанное крыло
•  Новые номера
•  Невнимательность
•  Невнимательность - II
•  Как я посадил аккумулятор
•  Как я оживил "четверку"
•  Как у меня отказали тормоза
•  Как я починил Оку
•  Как тосол ушел в масло
•  Как пионеры залезли в машину


Вот так встреча!


В 1976г. мы на машине ездили на Кавказ, к дальним-дальним родственникам, в Гудауту. У них был свой дом на окраине города, выйдешь из задней калитки - и буквально через 50...70 метров - берег Черного моря, пляж!

Как-то раз мы поехали в Гагру посмотреть город, купить продуктов. Едем по их горному серпантину, и вдруг папа удивленно говорит:
— Вон, кажется, Иванов проехал!

Мы оглянулись и увидели уже удаляющийся желтый Москвич-412, точно такой же, как у завгара. Папа стал сигналить, мы смотрим назад, а тот Москвич остановился. Мы тоже остановились, вышли из машины. А из Москвича навстречу нам действительно идет улыбающийся Виктор Иванович! Вот как бывает, за 1500 км от дома встретили своего!

Оказывается, у него отпуск был на неделю раньше, чем у папы, и он тоже поехал отдыхать на Кавказ. Мы постояли, поговорили немного на обочине горной дороги, c одной стороны которой была отвесная скала, а с другой, за небольшим ограждением и деревьями, которые давали прохладную тень, страшный обрыв.


Наверх



Резиновое ведро


Едем дальше, въезжаем в Гагру. В одном месте между шоссе и городом была железная дорога, да еще и крупная товарная станция. Мы остались с мамой в машине, а папа пошел в магазин. Идти пришлось через всю станцию. На путях стояли несколько длинных товарняков. Их надо было или обходить, или пролезать под вагонами. Чтобы не терять время, он выбрал второй вариант.

Время идет, папы нет, мама начинает нервничать, в голову лезут всякие мысли...

Проходит полчаса, час...

И вот вдалеке, наконец-то, показался папа! В руке у него было резиновое ведро. Он сказал, что оно ему очень понравилось, оно мягкое, удобное и пригодится нам в наших поездках.

Резиновое ведро Штамп

Это ведро и сейчас цело, а ведь ему 31 год! Вот делали раньше! Я до сих пор вожу его с собой в машине, в нем лежит трос, провода "прикуривателя", перчатки, рабочая куртка.

2007 г.


Наверх



Злополучный болт


Болт в покрышке

Это произошло где-то в середине 80-х годов. Однажды мы собрались съездить на машине в гости к родственникам в г.Истру. Кратчайший путь - по Пятницкому шоссе и затем по второму кольцу, в народе называемому "бетонкой".


Выехали на нее, едем-едем, и вдруг папа стал прислушиваться к чему-то. Сказал, что откуда-то сзади слева слышится негромкий лязгающий, даже как бы чиркающий частый стук. Мы остановились, заглянули под машину, осмотрели колеса, но ничего подозрительного не нашли.

Едем дальше. Чем быстрее ехали, тем чаще становился этот странный звук. Значит, это явно связано с колесом. Снова остановились, и стали тщательнее осматривать подвеску и колесо. Но опять ничего не нашли. Тогда папа остался около машины, а я стал медленно-медленно проезжать вперед. И вдруг в покрышке между дорожек протектора, чуть ближе к внутреннему краю, он увидел металлическую шестигранную головку болта под ключ "на 10", уже немного стесавшуюся. Но, как ни странно, колесо нисколько не спустило. Решили, что так ехать дальше опасно, не лопнуло бы! Еле-еле вытащили с помощью отвертки и пассатижей болт М6 длиной 45мм! Воздух тут же вышел со свистом. Мы сняли колесо, поставили запаску и поехали дальше.

Потом этот болт мы всем показывали и думали, каким же образом он туда попал? Во-первых, он тупой, в отличие от гвоздя. Во-вторых, почему он попал в заднее колесо? Ведь, по идее он должен был попасть в переднее. Заднее же колесо следует практически за передним, оно всего на какие-то несколько миллиметров смещено внутрь. А, может быть, дело было так: болт лежал на дороге, переднее колесо поставило его стоя и заднее колесо прямо на него и напоролось! Однако, загадка...

Жаль, что потом этот болт куда-то задевался. Хорошая была бы память об этом случае.


Наверх



"Куплю Ваш Авто..."


Записка

Однажды после работы сажусь в машину, завожу ее и замечаю жёлтенькую бумажку, прилепленную на боковое зеркало. Открываю дверь и беру её.


Прочитал, усмехнулся, и, поглаживая начищенную до солидного черного блеска специальной силиконовой полиролью с ароматом сирени "торпеду", говорю, громко так, чтобы Она всё слышала:
— Нет! Никому никогда я Тебя не продам!


Пока двигатель прогревался, я взял тряпку и вышел протереть лобовое стекло. Утром я поспешил и плохо протер, остались полосы.


Мотор быстро прогрелся, работал ровно, мягко и очень тихо, ведь сегодня утром хорошим, известным в округе мастером были отрегулированы зазоры в клапанах и настроен карбюратор. Я еще раз, улыбаясь, прочитал записку, попытался прилепить её на панель приборов, но она не липла, падала на пол. Положил ее в "бороду".


Выехав со стоянки, я повернул налево, проехал круг и встал на светофоре. Включив музыку, и наслаждаясь классикой рока — группой Pink Floyd, решил написать об этом маленькую заметку...

23 августа 2001г.


Наверх



"Лопух"


Это было весной 1988г. В трех километрах от места, где мы живем, в деревне, живет мой дед. Там же у нас огородик, сарайчик. Был какой-то праздник - то ли Пасха, то ли майские. Собралось много родственников. Мы немного попраздновали, папа выпил. Ну, а вечером надо ехать домой. Я - за руль. Ездил я отлично, опыт был. Но "прав" еще тогда не было, я стоял на очереди на обучение в автошколе ДОСААФ.

Времени уже было далеко за одиннадцать, почти темно. Папа сидел впереди, мама сзади. Едем с ближним светом. Подьезжаем. Я включил левый поворот, занял левый ряд, чтобы повернуть к кооперативу, где у нас гараж. И вдруг на этом повороте оказывается милиционер. Он протягивает жезл и останавливает нас. Меня и маму затрясло, а папа почему-то заулыбался.
- Что делать?, - спрашиваю я.
Он говорит:
- Скажи, что ты обучаешься в автошколе.

Я поворачиваю, останавливаюсь и выхожу. Милиционер представился. Сейчас я, конечно, не помню его фамилии. Молоденький такой, светленький, голосок тоненький. Попросил документы. Я, наверное, побелел, или, может быть позеленел, "поджилки" трясутся, руки тоже... Отвечаю:
- Ой, вы знаете, я забыл их дома...
- А где вы живете?
Я протягиваю руку:
- Вон там, в поселке.
- А откуда едете?
- Из деревни, ставить машину в гараж.
Он на мгновение задумался и говорит:
- Ну ладно, езжайте и больше никогда не забывайте их дома.

Я сел в машину, сердце колотится, даже не помню, как нажимал на педали трясущимися ногами и переключал передачи трясущимися руками. Но на душе-то облегчение - все обошлось, штрафа не взяли!

Часто с улыбкой вспоминаем о том милиционере, называя его "лопухом". Очень редко, наверное, такие добренькие попадаются.


Наверх



Поцарапанное крыло


Этот случай произошел очень давно, году в 75-ом или 76-ом, летом, в субботу. Мы на своей машине заехали к папе на работу в транспортный цех, ему надо было сдать документы перед отпуском. Машину поставили подальше вглубь территории, параллельно зданию склада. Сидим с матерью, ждем его.

Вот в гараж заезжает машина, бортовой ГАЗ-52. И водитель пытается поставить ее на свободное место между других грузовиков. И, как будто не замечая нашей, сдает медленно назад. Рамой кузова слегка надавливает и медленно процарапывает вверху наше левое заднее крыло. Машина даже немного проседает. Я начинаю сигналить. Он чувствует, что что-то мешает, кто-то сигналит. Он подает вперед и опять назад. Второй раз царапает в том же месте крыло. Я еще раз долго жму на сигнал.


Тут уже из дверей склада выбегают папа и завгар. Они видят, что грузовик сдает назад, на нашу машину. Подбегают к кабине, вытаскивают за шиворот водителя, а он пьяный. Он падает, завгар его ударяет пару раз, крича на него. Тот пытается убежать, но его догнали, отняли права.


Царапина

Потом они посадили его в нашу машину и мы поехали. По дороге папа ему говорит, что мы тебя отвезем в милицию, потому что ты за рулем пьяный и поцарапал мою машину. Он плачет, просит прощения, умоляет, говорит, что не надо. В милицию его не повезли. Отпустили.


На следующий день утром он приходил к нам домой, еще раз просил прощения. папа отдал ему права.

Потом папа аккуратно выпрямил небольшую вмятинку и покрасил ее. Царапина была глубокая, до металла. Краска, которая давалась вместе с машиной, была обычной нитрокраской, причем даже чуть более темной. Теперь на крыле заметная полосочка.


После этого на территорию транспортного цеха мы никогда больше не заезжали. В исключительных случаях ставили машину или около конторы, или в укромном уголке на зернотоке.


Наверх



Новые номера


Летом 1997г. пришлось переоформлять машину. А номера у меня еще были старого образца, "советские" - черные. Дали новые, белые российские номера. Поскольку они по крепежным размерам другие, я приткнул их за стеклами. Еду домой (30 км). Все нормально, нигде не останавливали. А остановили практически у самого дома, на посту. Подходит такой важный, с автоматом в руках:
- Ср...мр...пр...ников. А почему у Вас номера установлены не по Правилам?
Протягиваю ему документы:
- Да я только что еду из ГАИ, новые номера получил, вот в документах число сегодняшнее. А на место я их не смог там поставить, потому что отверстия на новых не соответствуют креплениям под старые, у меня до этого черные стояли...
- Меня это не волнует. Вы обязаны...
- Да где же я там возьму дрель, чтобы новые дырки просверлить? Вот смотрите, видите - не подходят, расстояние разное...
- Вы тут мне не умничайте! Я щас Вам дрель дам и все такое... И штраф выпишу на один минимальный.
- Ну, простите уж...
Долго и подробно смотрел он мои документы, сличал номера, думал и потом говорит:
- Ладно, езжайте быстро сейчас в свой гараж и чтобы сегодня же номера стояли как положено, - и отпустил.
Спасибо тебе, добрый дядя постовой с автоматом!!!


Наверх



Невнимательность


Было это в середине 90-х. Погода стояла замечательная - весна, май месяц. Солнышко, тихо, птички поют, зелень распускается. Нам надо было отвезти рассаду помидор на дачу. Загрузили машину полностью - в багажник, на заднее сиденье и даже на заднюю полку. Сажусь заводить. Включил зажигание, стрелки приборов ожили, загорелись лампочки - все как и должно быть. Поворачиваю ключ дальше, на запуск стартера... И ничего не происходит. Тихо! Повторяю все снова. Опять не слышу работы стартера.

Начинаю нервничать. Пятнадцать минут назад она же заводилась! Открыл капот, стал смотреть. Вроде бы все на месте. Ничего подозрительного не обнаружил. Снова пытаюсь завести. Опять ничего не получается. Наверное что-то со стартером, подумал я. Как быть? Достаю трос. Привязываю. Проезжающих поблизости машин нет. Да и люди куда-то подевались! Время десять часов утра.

Мне стало так неудобно, даже стыдно, что я не в силах ничего сделать. Пошел к соседним домам в надежде кого-нибудь попросить дернуть. Ходил-ходил - ну нет машин! Но вот одна едет. Останавливаю, прошу водителя помочь. Он отказывается, говорит некогда. Еще походил, ну как назло - нет никого! Сделал большой крюк по кварталу. И случайно встретил одного знакомого на "восьмерке". Я-то его знал, а он меня, возможно, и нет. Он тоже спешил, но согласился меня только дернуть, отказав отбуксировать до гаража, если завести все же не удастся.

Повезло, машина сразу же завелась. Я принял все меры к тому, чтобы доехать до дачи, не заглушив машину, благо совсем недалеко.

На даче снял стартер, осмотрел его. Никаких внешних признаков неисправности я не заметил. Щетки нормальные, зубцы не поломаны, муфта перемещается, вал крутится. Поставил его на место. И тут, присоединяя к нему провода, находясь под машиной, случайно заметил, что сверху болтается какой-то красный провод с плоской клеммой. Откуда он? Я вылез из-под машины и стал искать ответную часть штекера. Оказалось, что она свисает из жгута проводки, горизонтально идущей в моторном отсеке по поверхности правого крыла куда-то за аккумулятор. Наверное, от вибрации клемма выскочила. А при осмотре я подумал, что неисправность, скорее всего, серьезная, и не заметил такую мелочь.

Позднее я неоднократно пытался выяснить, что это за провод, куда он идет, что соединяет, но так и не довел это дело до конца из-за собственной лени (признаюсь, мне стыдно!). Скорее всего, это одна из цепей стартера.

Выводы - надо не волноваться, очень тщательно, скурпулезно осмотреть все подозрительные узлы или детали. Учитывая свой большой опыт в радиотехнике и электронике, могу сказать, что 90% отказов случаются при обрыве либо коротком замыкании цепей. Сами же электротехнические и радиоэлектронные компоненты достаточно надежны и, работая в положенных им условиях, отказывают редко.


Наверх



Невнимательность - II


Cтыдно, но через год я еще раз пострадал из-за своей невнимательности.

Вдруг моя машина на прямой передаче при скорости больше 60 км/ч стала подергиваться и чихать. Выжимаю сцепление, несколько раз нажимаю на газ — перебоев нет, отпускаю сцепление — опять дергается.

Приехав в гараж, стал разбираться. Провода все на месте, ничего не болтается. Решил проверить искру. Вывернул одну свечу, погонял стартером — есть искра.

На следующий день опять внезапно все тот же эффект. Я опять полазил под капотом, поковырял, пощупал, но ничего не нашел. Может, бензин позавчера плохой заправил?

На третий день двигатель стал вести себя еще хуже. Работал с перебоями даже просто при наборе скорости. Но при выключенном сцеплении — все нормально. Вот загадка-то! Все-таки, наверное, что-то с зажиганием. Месяц назад я разбирал карбюратор, промыл его, иглу поменял, уровень выставил. Также свечи поменял (пора пришла), контакты тоже, старые были сильно подгоревшие. В чем же дело?

Зазор!

На четвертый день вообще еле-еле добрался до дачи. В одном месте не мог даже тронуться со светофора. Мотор сильно троил, даже двоил, чихал. Я по-черепашьи дополз до дачи на первой передаче. Пошел искать ведро, чтобы слить старый бензин и съездить на велике за новым, на другую заправку. Но что-то внутри подсказывало мне, что не в бензине дело.

Стал основательнее искать причину, почесывая затылок. Снял крышку фильтра. Бензин брызгает. Но искры практически не было. Катушка очень горячая. "Наверное, сдохла", — решил я, сел на велосипед и поехал в свой гараж за новой катушкой. Там взял еще крышку распределителя и конденсатор, на всякий случай.

Приехал, стал все по очереди заменять. Не помогало ничего. И тут двигатель совсем перестал заводиться. Ну, полный отпад!!!

Пришлось звать соседей на помощь. Они сразу полезли в трамблер, провернули немного коленвал стартером, посмотрели и спрашивают меня, давно ли я в контактах зазор регулировал? Я отвечаю, что новые они, совсем недавно поменял. Они меня "носом тыкают" в них и спрашивают, какой сейчас, по моему мнению, зазор? Посмотрев и измерив его взглядом, я отвечаю:


— Миллиметра полтора..., — а сам потихонечку начинаю краснеть. Они взяли щуп, ключик, немножко шкуркой почистили контакты и выставили, как положено, 0.4 мм.
— Затягивать их сильнее надо. Что, у тебя сил нету?, — говорят.

Почтовое извещение А мне и в голову не приходило, что так может получиться. Я стопроцентно был уверен, что с контактами все в порядке, ведь новые поставил! Но, оказывается, слабо затянул винтик.


Вот так-то! Не доверяй даже себе, и проверяй по нескольку раз! И будь внимателен!



Эта статья, правда, со значительными сокращениями, была опубликована в журнале "За рулем". И, к моей большой радости, даже получен гонорар — 70руб.!


Наверх



Как я посадил аккумулятор


Ну нельзя прилично одеться — обязательно испачкаешься! Вот и в этот раз так вышло. Наступила жара. Решил первый раз одеть новые летние легкие брюки. Они практически белого цвета, чуть-чуть кремовые. А вечером пришлось в них ходить вокруг грязной машины, копаться в багажнике и моторном отсеке. Но, вроде бы, сильно не выпачкал, отряхнулся, потер тряпочкой — и все в порядке!

Значит, дело было в начале 00-х. Последнее время решил ездить днем с включенными фарами ближнего света. Начитался статей, да и многие уже так ездят. Безопаснее. Оно действительно так и есть — даже днем издалека видны горящие фары у встречных машин.

Приехал вчера на работу, поставил машину на стоянку, заглушил двигатель, закрыл окно, нацепил "зонтик "руль-педаль", прикрыл белым халатиком руль, торпеду, бороду. Вышел, поставил на сигнализацию. В общем, сделал все как и всегда.

Вечером подхожу к машине, нажимаю кнопку брелка. Тихо... Нажимаю еще раз. Тихо! Замки не срабатывают, сирена не "квакает". Брелок барахлит? У меня как-то было, что кнопка "западала". Но индикатор при нажатии мигает, т.е. сигнал идет, все нормально. Но что ж такое случилось-то?

Вставляю ключ в замок, поворачиваю, открываю дверь — и сирена не срабатывает! Ой, бли-и-и-ин!!! Аккумулятор, наверное, сел! Точно! Я фары утром забыл выключить! Солнце было низко, но светило очень ярко, прямо навстречу машине и я не заметил горящую лампочку на щитке.

Хорошо, что мой знакомый, Алексей, еще не уехал, он стоял недалеко, слева, прогревал мотор своей "семерки". Я — к нему.
Говорю:
— Фары забыл утром выключить! Аккумулятор посадил. Прикурим?
Он в ответ:
— Может, предохранитель у сигналки сгорел, когда ты замки в задние двери ставил?
— Нет, уже неделя прошла, и сегодня утром было все нормально. Это аккумулятор!
— Провода есть?
— Есть.

Я достаю из багажника провода "прикуривателя" и цепляю их за свои клеммы. Провода самодельные, не очень длинные, и их не хватает, чтобы дотянуться до его аккумулятора. Попросил его подъехать поближе и встать перед моей машиной.

Присоединяю провода к его аккумулятору. Сам сажусь и включаю зажигание. Лампочки на панели еле-еле светятся. Стартер не схватывает. Странно. Потрогал провода, — вроде, холодные. Говорю ему, чтобы он прибавил обороты,не хватает "мощи". Подождал минутку. Попробовал снять-поставить на сигнализацию. Во! Уже сирена "заквакала"! И лампочки светятся чуть ярче. Попробовал еще раз завестись. Стартер с трудом проворачивается, но машина заводится!!!


Аккумулятор на зарядке

Благодарю Алексея, отцепляю провода, бросаю их назад в салон под ноги. Вытираю тряпочкой брюки и руки.
Алексей говорит:
— Может, поехать за тобой, на всякий случай, мало ли что...
— Да нет, спасибо, теперь все будет нормально!

Пока я ехал до дачи, аккумулятор немного подзарядился. И даже потом через три с половиной часа машина нормально завелась. Но я все-таки решил поставить машину до утра не под окнами, а в гараж. Вдруг, он разрядится, и будет слабоват? Тогда зарядным устройством немножко подзаряжу. На ночь, конечно, оставлять на подзарядку не рискнул — зарядное устройство самодельное, неавтоматическое. Ток устанавливается вручную, поэтому надо время от времени следить за ним по амперметру.

Утром пришел в гараж пораньше и еще минут пятнадцать подзарядил аккумулятор током 5,5А. Потом завелся и поехал на работу. А зарядное устройство взял с собой. Вечером на даче еще поставлю на подзарядку.

Вот так я "обидел” свой старенький Пауэр. Ведь он исправно служит мне уже шестой год!
А брюки в первый же день получили боевое крещение!

2 июля 2002г.

Наверх



Как я оживил "четверку"


Четверка

Лет двадцать назад это было. В конце мая, в воскресенье, тетка попросила отвезти им рассаду (помидоры, перец и цветы) на дачу. В 15:40, выезжая на пятницкое шоссе, я увидел “четверку” темно-синего цвета, которая стояла на обочине шоссе метрах в пятидесяти от моего гаража. У нее мигала “аварийка”, сзади стоял знак-треугольник. Капот был открыт, и вокруг машины ходили двое мужчин.

Я съездил в город, загрузили там рассаду, везем. “Четверка” стоит. Выгрузили рассаду на даче, возвращаюсь к себе. “Четверка” все стоит...

Пошел, переоделся, хотел привернуть наконец-то свою “бороду” к торпеде, а то она все болталась. Времени уже 17:00.
Смотрю из-за кустов, а мужики еще не уехали, все ковыряются... Мне что-то стало их так жалко, и я пошел к ним поинтересоваться, что случилось. В мыслях было то, что у меня в гараже есть практически все, что может “вылететь”: катушка, крышка, бегунок, контакты, свечи. Все б/у, но рабочее. Да и вообще, мало ли, что у них там могло произойти, может надо просто что-нибудь подсказать…
Подхожу к ним. Один (на вид лет сорок, с залысинами) в перчатках снимает “кастрюлю”.
— Здрасьте, что тут у Вас случилось? Может, чем помочь?
— Ну, если только консультацией. Вот бензин чего-то не идет. Фильтры оба пустые были. Я уж купил бензонасос новый, думал, что он не качает.
— А искра-то есть?
— ... да есть ...
Второй, помоложе, наверное, начальник. Нервничает. То выйдет из машины, то опять сядет, то поговорит по “мобилке”. Видать, в машинах совсем не шарит. Я мельком посмотрел и увидел, что на панели приборов лежит еще одна “мобилка”.
В салоне сиденья с высокими спинками. “Сорок седьмая”, — подумал я, — “моя самая любимая”.
Под капотом я заметил сирену сигнализации, карбюратор ОЗОН, у которого, вроде, клапан ЭПХХ заглушен и еще на нем стоит микрик. Все облито антикором.
Я говорю, что если что надо, крышку там, бегунок, то у меня есть, могу выручить, недавно себе все менял.
Он снял “кастрюлю”. Карбюратор, конечно, грязноватый, весь в бензине. С гайки фильтра карбюратора капало что-то такое коричневое, густое...
— Что за фигня?, — потрогал он пальцем и понюхал.
— Да, странный какой-то бензин… — отвечаю я.
И советую:
— Снимай крышку карбюратора, посмотрим что там. А зазорчик поплавка нормальный?
— Да, там все новое, я только неделю назад поставил.
Сняли крышку карбюратора, бензина там даже с избытком — поплавковая камера полная с верхом.
— Закрывай. Мотор горячий? Тогда заводи с полным газом.
Он сел, заводит. Мотор весь трясет, но не “схватывает”.
Я говорю:
— Чего же это он не воспламеняет-то, а?..
— Не знаю...
Я решил посмотреть как дела с трамблером. Захожу с другой стороны, снимаю крышку, смотрю — действительно, внутри все чистенько. Контакты новые, правда чуть окислившиеся. Он говорит:
— Да там все нормально, лучше ничего трогать не надо.
— Закрываю крышку. Смотрю на катушку зажигания и вижу, что у нее оторван левый провод “+Б”.
Я, немного усмехаясь, спрашиваю:
— А это что такое? Провод-то оторван!
— Да ну, что Вы, он всегда так был. Что Вы не знаете наших советских машин? Вечно что-нибудь болтается…
А я так в уме соображаю: “Как же катушка будет работать, если на нее ничего не подается”?
— Да вот провод оторван! Это же питание катушки! Она так не будет работать.
— А-а-а! Этот! Действительно… А я думал, что Вы вот про эти говорите, — и показывает мне два желтых провода с клеммами на арке крыла.
Я говорю:
— Заводи, а я подержу провод.
Он "чик" — и тут же мотор завелся!
— Благодарю, — говорит.
И я с чувством глубокого удовлетворения, гордости и радости за себя, умного и внимательного, ничего больше им не говоря, пошел прикреплять свою “бороду” к торпеде.
Минут через десять-пятнадцать они уехали.

3 июня 2001г.

Наверх



Как у меня отказали тормоза


Однажды вчером, как всегда после работы, еду на дачу. Некоторое время назад прошел сильный дождь, но к этому моменту он уже прекратился. При съезде с горочки, перед мостом, я притормаживаю... Но, как ни странно, машина почти не тормозит. И педаль мягкая какая-то. Нажимаю второй раз. То же самое. Думаю, может, дорога мокрая? Асфальт тут дней пять назад новый положили, гладкий... Передняя резина у меня почти лысая, вот колеса блокируются и я как на лыжах еду... Смотрю назад — следов от торможения нет... Нажимаю третий раз — тот же эффект, причем педаль проваливается до упора. Хорошо, что скорость у меня была маленькая, и машин спереди и сзади не было, перед поворотом я все-таки нормально остановился, не прибегая к торможению двигателем и ручником.

Потихоньку доехал до гаража на даче (метров 700 всего), открыл капот. Жидкость в обоих бачках убавилась наполовину. Все осмотрел. Нигде подтеков жидкости нет. Куда же она ушла?

Пошел ужинать. Потом переоделся и — дальше искать причину. Снял переднее левое колесо. Шланг цел, тоже везде сухо. Нажал на тормоз, и где-то сзади раздалось несильное шипение. Я нажал еще раз — опять зашипело. Странно, воздух, что ли?

Позвал соседа, попросил его нажать на тормоз, а сам полез под машину. Во время нажатия мне практически в глаз фонтаном брызнула тормозуха откуда-то со стороны правой трубки! Я посмотрел поближе и увидел протертость на трубке в том месте, где она огибает крепление верхней продольной тяги.

Трубка

Оказывается, при полной загрузке машины амортизатор касался трубки и постепенно протирал ее. И это происходило на протяжении 3206 км — с того момента, когда я прошлой осенью заменил эту самую трубку вместе с рабочим тормозным цилиндром.

Но почему же не работали передние тормоза, ведь на машине раздельный привод?

Я взял деньги, накачал шины у своего велосипеда, и поехал в магазин в конце деревни покупать трубку и заодно пузырек тормозухи, так как у меня осталось ее совсем мало, могло и не хватить для прокачки тормозов.

По дороге стал строить планы при отсутствии в магазине трубки или если не успею за вечер все заменить. Домой придется тогда ехать на велике. А завтра на работу — на автобусе. Ужас!!! Ждать его на остановке... Затем талончики, турникеты, давка, духота... А в обед или даже вечером опять на автобусе за трубкой в автомагазин на окраине города, и потом на велике из дома на дачу дальше продолжать ремонт...

Но я удачно все купил и возвратился в гараж. Хорошо прокатился на велосипеде, наглым образом нарушая ПДД — "поворотники" не включал (сигналы рукой не подавал) и проехался по встречной пару раз...

Старую трубку отвернул легко, благодаря себя за то, что в прошлый раз все убрызгал "Динитролом". Новую подогнал по месту, максимально отогнув её подальше от амортизатора.

Долил в бачки тормозухи. Хватило старой, но новая ведь все равно не пропадет, пригодится. Для прокачки правого заднего тормоза опять попросил помочь соседа. Снова обрызгал "Динитролом" все соединения, гайки, штуцер.

Поехал по деревне опробовать тормоза. Первый раз затормозил-то нормально, но меня чуть развернуло влево при блокировке. Это из-за того, что дорога была не совсем сухая, да и я только что выехал с проселка, на шинах была мокрая земля с песком. Еще пару-тройку раз тормознул. Вроде получше, даже с визгом! Обратно приехал, еще проверил на боковой дорожке. Нормально тормозит, только, по-моему, левое переднее плоховато. Надо будет еще завтра проверить где-нибудь.

Так что моя халатность, но скорее даже просто неопытность, могла бы привести к печальным последствиям, если бы отказ тормозов произошел километра на три-четыре пораньше, когда я ещё ехал по городу. Ведь там много светофоров и очень интенсивное движение.

В тот раз при замене трубки я даже и не подумал, что амортизатор может касаться её и в конце концов перетереть. В общем, отделался я, как говорится, легким испугом, затратами в 15 руб. и полуторачасовой вознёй под машиной.

На следующий день я сразу кинул свое сообщение и вопросик в "классическую" конфу auto.ru, типа "почему так слабо работали передние тормоза"? Мне объяснили, что, несмотря на то, что контуры разделены, поршни в главном тормозном цилиндре связаны, и пропадание давления в одном контуре ведет к частичному пропаданию в другом. Но все-таки один контур хоть немного, но "держит".

8 августа 2001г.


Наверх



Как я починил Оку

ВАЗ-1111 Ока

Было это довольно давно, в 2000 году. Мы собрались на даче моего дяди отпраздновать его 50-летие. Присутствующих родственников было 19 человек. И еще одна маленькая 3-летняя девочка Катя, у которой тетя Надя и баба Таня были в няньках. Ну, о ней надо бы отдельный рассказ написать. Она такая прелесть! Общительная, ко всем идет на руки, обнимает, как своих, хотя всех нас видит в первый раз! Рассказывает что-то по своему, картавит, мы не всё понимаем, смеемся...

Ну так вот. Выпили мы уже понемногу, решили передохнуть, вскипятить чай в большом углевом самоваре. Братья пошли к соседям на колодец, ведро воды попросить. И вдруг, из-за забора кричат мне:

— Подойди, посмотри Оку.

Я пошел, тихо бурча под нос: “Ну, машина, Ока, что на неё смотреть-то?”

А у этих соседей дочь (уже довольно немолодая, лет под 50, наверное) не так давно купила Оку. Такая розовенькая, чистенькая, но уже слегка поцарапанная. Она ездит на ней из города к матери на дачу.

Я подошел, мы поздоровались. Она говорит:

— Вот хотела поближе продвинуть ее, а она не заводится...

— Да я, — отвечаю, — в Оке ничего не понимаю...

— Сейчас я открою капот, — садится в машину, дергает рычажок и говорит:

— Я всего-то 700 км наездила, а ковры в салоне все мокрые. И откуда течет? Непонятно. На сервисе сказали: “Сушите и пригоняйте машину, будем смотреть”. Я вот и сушу уже второй день.

Смотрю, а на передних местах оба сереньких ворсистых коврика задраны для просушки.

Она вылезает и открывает капот, я бы даже сказал, капотик. Показывает на прозрачный расширительный бачок, в котором примерно половина голубой жидкости и говорит:

— Это охлаждающая жидкость? Я вот беспокоюсь, не мало ли там ее? Может, поэтому и не заводится?

— Да, там тосол, но из-за этого она не может не заводиться. Уровень как раз нормальный, где-то и должно быть полбачка.

С улыбкой, но внимательно осматриваю подкапотненькое простраствочко, моторчичек, там же и колесико запасненькое. Чистенько, все новенькое. Но все какое-то липкое, вымазано, наверное, антикором.

— А это что? — показываю на нечто, но тут же сообразив, что это бензонасос, из которого торчит вверх тонкий металлический стержень с загнутым концом.

— Это бензонасос, как я понимаю, — отвечает она.

Я подергал вверх-вниз за стержень. Это оказалась ручная подкачка топлива. На ощупь бензин там был.

— Бензин есть. Обычно, в таких случаях где-нибудь в колодках, в разъемах пропадает контакт. Надо пошевелить, вытащить, подогнуть, снова вставить. И ищу коробочку, коммутатор. Нахожу ее, шевелю разъемы и провода.

Она говорит:

— И масло есть, вот щуп, сейчас покажу.

Достала щуп. На нем масляная граница как раз между метками “min” и “max”.

— И масло здесь не причем. Без масла завестись может.

Я пошевелил еще в/в провода, пошатал катушку зажигания, подергал провода, которые к ней подходили.

— Попробуйте завести.

Она садится. Я говорю ей:

— Если мотор холодный, то надо немного вытянуть на себя “подсос”.

— Да, я знаю, вот она, эта заслонка, — и чуть вытягивает ее.

— А на “газ” нажимать не надо. Поворачивайте ключ.

Она выжала сцепление, и повернула ключ, все-таки немного нажав на “газ”. Моторчик тут же завелся. А она видно не ожидала этого, и не отпускает ключ.

— Всё-всё, отпускайте ключ!

— Странно! А у меня 10 минут назад не заводилась... Наверное, эффект присутствия мужчины, “мастера”.

Я говорю, улыбаясь:

— Да, бывает и так! Заглушите и попробуйте еще раз.

Она заглушила и потом снова завела машину.

— Все нормально, — говорит, — спасибо Вам! А то я прямо и не знаю, что делать, как бы пришлось ехать домой!

Она все-таки решила попробовать продвинуть машину чуть вперед, но перед колесами в траве, видно, что-то мешало, и машина заглохла.

— Ладно, ничего, пусть так стоит. Спасибо Вам еще раз за помощь!

— Да я, вроде, ничего и не делал... — ответил я, и пошел назад, гостей уже к столу приглашали.


Наверх



Как тосол ушел в масло


Это было летом 2010 года. Лето было очень жаркое, засушливое. Кое-где горели торфяники, смог не проходил, стоял едкий запах.

Однажды, в один из таких жарких дней в начале августа, уже к вечеру, мы с мамой, дядей и тетей решили съездить искупаться на пруд в Холмы.

Когда уже повернули с бетонки направо, я заметил, что стрелка температуры охлаждающей жидкости стала ползти вправо, приближаясь к красной зоне. Ну, думаю, бывает, мало ли, жара под 30 градусов все-таки... Припарковался у кустиков. И мы пошли на берег.

Народа прилично. Место, конечно, еще было, где можно расположиться на отдых.


На пляже

Искупались, отдохнули в тенечке, поговорили. Стали собираться домой.

Машина завелась почему-то не с первого раза… Что-то не то… Поехали.

После выезда на бетонку стрелка опять поползла в красную зону. Динамика упала, на четвертой передаче машина ползла с натугой. Я остановился на обочине, не доехав примерно километра полтора до пересечения с Пятницким шоссе.

Открыл капот. Расширительный бачок пустой! В радиаторе уровень не видно! Но подтеков нигде нет! Достал масляный щуп – ёлки-палки! Полный картер! Значит, тосол ушел в масло! Наверное, пробило прокладку головки блока…

Принимаю решение все-таки потихоньку ехать в гараж на дачу, это примерно 5…6 км. Ехал на третьей передаче со скоростью 50 км/ч с включенной аварийкой. По пути машина глохла несколько раз.

Ура! Доехали! Заехал в гараж.

На следующий день на автобусе поехал в свой автосервис. Я раньше там несколько раз ремонтировался. Алексей менял клапана, а Игорь Васильевич менял м/с колпачки и регулировал карбюратор. Сказали, что Алексей в отпуске. Но я договорился с Николаем Николаевичем, в боксе напротив. Вызвал такси. И мы на HYUNDAI Sonata поехали за моей машиной. Таксист притащили меня на буксире в автосервис.

При вскрытии обнаружилась дырочка в одной из трех пробок-заглушек головки блока. Возможно, алюминий прокорродировал, ведь машине-то уже 27 лет! Мастер заклеил дырочку поксиполом. Долил воды. Залил дешевое минеральное масло. Готово!

Через день я слил из расширительного бачка темную жижу – смесь моторного масла и тосола. Залил воды в радиатор и расширительный бачок.

Потом практически каждый день сливал из расширительного бачка грязную смесь воды, тосола и плавающего сверху масла. Доливал воду. Осенью надо будет все слить и залить свежий тосол.

В конце августа после одной из поездок я заметил идущий пар из-под капота. Оказалось, что где-то в районе термостата подтекало, и на больших оборотах брызги вентилятор отбрасывал на приемную трубу.

Я слил все, что смог из радиатора и блока цилиндров. Заменил верхний и средний патрубки термостата. Залил чистую воду.

Через несколько дней опять слил муть из расширительного бачка.

А в конце осени слил воду, залил тосол Феликс. Двигатель сначала промыл жидким промывочным маслом. Потом залил недорогую полусинтетику.

Вот так получилось, что перегретый мотор на протяжении десяти километров работал на смеси масла и тосола! Но его не заклинило, он не стуканул! Вот делали раньше! Этот ВАЗовский двигатель еще из первого миллиона!

На все я потратил около 8000 руб., из которых 4000 заплатил Николаю за работу.


Наверх



Как пионеры залезли в машину


Kenwood KRC-1701Y

Ночью 19 апреля 2001г (на четвертую ночь, как я стал ставить машину у дома) просыпаюсь от звонка в дверь. Открываю — на пороге стоит сосед Валера и говорит, что мою машину вскрыли пацаны. Его жена услышала шорохи, возню, и шуганула их. Смотрю в окно — машина стоит прямо под фонарем, двери закрыты, никого нет.


Одеваюсь. Подхожу. Правая пассажирская дверь закрыта, но ее замок открыт. Стекла целы. Левая передняя дверь тоже закрыта, но только на один щелчок. Замок открыт. Стекла тоже целы. Открываю дверь, сажусь, смотрю — магнитола на месте. Лезу в бардачок — чехол со съемной панелью, кассеты, щетки, несколько книжек, атлас, переноска — все на месте. Вдруг на коврике что-то блеснуло. Нагинаюсь и подбираю ручку от форточки. Значит, зажигалкой "отогрели". А дополнительный запор форточки валялся на траве. Пластинка его была отогнута.


Сходил домой, выпрямил пассатижами пластинку, взял отвертку, спустился и поставил на место запор. Когда вернулся домой, времени было 01:55. Лег спать...

A-275В

Пацаны-то оказались глупые, совершенно не разбирающиеся в автомагнитолах. Вместо настоящей лицевой панели Kenwood KRC-1701Y у меня стояла "обманка" — фальшпанель от старого автомобильного радиоприемника А-275В. Их даже не смутило то, что она представляла собой — две круглые ручки, шкала и пять кнопок выбора диапазонов! На что они рассчитывали?


Утром заметил две царапинки снаружи на стойке форточки, видать, чем-то отжимали стекло. И еще обнаружил, что слегка расковыряна личинка замка и "шторки" нет. Замок открывается и закрывается ключом нормально, хотя и очень легко, личинка как будто слегка разболталась. Наверное, пытались отверткой свернуть личинку.


Надо будет сделать пластинки для запоров из стали потолще и вечером ехать в магазин еще за дополнительными запорами, ведь штатного на форточке теперь нет. И все-таки установить хотя бы недорогую сигнализацию, но обязательно с датчиками удара и объема.


Поговорили с соседями. По их рассказу дело было так. Ночью жена Валеры услышала странные звуки и сразу подумала, что, возможно, вскрывают машину. Сказала об этом Валере. Он посмотрел на часы (было 01:40) и ответил, что еще рано, по машинам начинают лазить позже, часа в четыре. Но она все-таки вышла на балкон и увидела, что один пацан открывает дверь нашей машины, а другой стоит рядом. Она закричала на них громко, чтобы они отошли от машины. Они хлопнули дверями и пустились наутек. Валера ей сказал, что она зря это сделала, он попробовал бы их поймать. Он оделся и пошел сначала к своему соседу, его машина тоже стояла рядом, и потом к нам.


21 апреля я поехал в Митино и купил простенькую автосигнализацию 1330руб.: автономная 6-тональная сирена, двухуровневый датчик удара, защита дверей, капота и багажника. Ставить решил сам, т.к. хорошо разбираюсь в автомобилях и электронике. Заодно можно придумать еще и свои секреты...


22, 23 и 24 апреля по вечерам возился с установкой сигнализации. Сверлил отверстия для сирены и датчика удара. Нашел место для центрального блока, вызванивал цепи, искал точки подключения. Установил в потайном месте тумблер отключения сигнализации. Выяснил в конференции на сайте www.auto.ru некоторые непонятные мне моменты.


25 апреля. Еще полдня провозился, но, наконец-то, всё подсоединил. По инструкции попытался включить и ввести в память код брелка, но что-то не получилось. Пробовал раз восемь. Вытаскивал ее из разъема и снова втыкал. Не работает...


26 апреля еще раз проконсультировался со знатоками на auto.ru. Вроде я все правильно делал. Странно. Может, она неисправная? Вечером всё еще раз вызвонил, проверил, все ли сигналы проходят. Попробовал опять — снова ничего не получилось. Решил, что заеду на какой-нибудь сервис, и попрошу проконсультировать и помочь.


27 апреля. Заехал в один сервис. Спросил, кому тут можно задать вопрос по поводу сигнализации. Один механик спросил, что случилось? Я сказал, что сам все установил, подключил по схеме, всё вызвонил, вроде нигде не ошибся, но она не хочет никак принимать код брелка. Он как-то не чень охотно взял индикатор типа прозрачной ручки от отвертки с лампочкой и крокодилом, заглянул в схему инструкции, проверил питание и сигнал от зажигания. Все нормально. Воткнул центральный блок в разъём. Прочитал, как надо вводить код брелка. Включил-выключил зажигание, я, правда, не посчитал сколько раз, затем нажал кнопку на брелке, и сигнализация ответила улюлюканьем! Ура! Заработала! Я попробовал поставить на охрану и открыл дверь. Заорала! Еще пару раз поставил-снял, вроде работает. Спросил, как его отблагодарить, но он ответил, что ничего не надо.


28 апреля. После долгого стояния на охране, больше двух часов, при снятии с охраны два раза пикает, но дверные датчики не отключает. Открываешь дверь — орет! Так продолжается и 29 апреля. Надо ехать в Митино менять...


30 апреля. Поехали с братом за компанию в Митино на моей машине, ему надо было купить чернила для принтера. Сигнализацию заменили без вопросов, дали другой центральный блок и два брелка. Сказали, что "неправильный Вы сделали выбор"! Я ответил, что "Ваш продавец именно эту посоветовал!"
— Ну и дурак он!, — таков был его ответ.


Пришли на стоянку, я вставил блок. Как положено, все действия совершил, жму на кнопку — тишина... Где-то на шестой раз она все-таки ответила. Ладно, поставлю электрозамки, посмотрим. А вечером настраивал датчик удара. Пришлось его вскрыть, изучил заодно конструкцию. Установил между кронштейном рулевой колонки и торпедой. Настроил на наилучшую чувствительность. Срабатывает от удара средней силы кулаком по крылу или от пинка ногой по колесу.


1 мая. Целый день устанавливал электрозамки в передние двери. Больше, вроде, сигналка не глючит (тьфу-тьфу-тьфу, тук-тук-тук по дереву).


Но эти замки после начала движения почему-то не закрываются. Полазил, думал не к тому контакту замка зажигания подключил. Нет, все правильно. Если просто включить зажигание, то закрываются. А если завести, то — нет. Также проверил и прочистил все четыре дверные кнопки-концевики. Но потом вдруг все заработало! Чудеса! Правда пару раз из десяти все равно не закрываются. Подозреваю, что либо аккумулятор слабый (во время пуска магнитола выключается), либо во время поворота ключа происходит дребезг контактов, либо короткое пропадание напряжения.


12 мая, наконец-то, поставил микрик на крышку багажника, задействовав в этом случае ранее свободный положительный триггер сигнализации.


А 23 мая произошел такой прикол. Вечером, после работы, подхожу к машине, нажимаю кнопку на брелке и ... сигнализация встает на охрану! Мне чуть плохо не стало! Значит, машина была целый день открыта? Ужас! Сел в машину, смотрю, магнитола на месте, замок "руль-педаль" заперт, в бардачке все цело. Я, конечно, мог и забыть утром поставить ее на охрану, после того, как по привычке снимал щетки, но, вроде, точно помню, что ставил, и обходил вокруг машины, дергая за все ручки дверей.


На следующий год я установил электрозамки и в задние двери. А еще позже переделал всю "релейную" часть сигнализации, заведя на нее еще несколько сигналов. Также я установил электроклапан на бензопровод и механический замок на капот.


Наверх