Поездка на соревнования по автокроссу







Ещё в далеком детстве, году в 75-ом, мы летом всей семьёй ездили смотреть соревнования по автокроссу, которые проходили под Москвой, в окрестностях деревень Кутузово и Рузино. Подъезд к месту был по просёлочной дороге, по полям и перелескам. Зрителей собралось прилично. Многие, как и мы, приехали на своих машинах. Трасса соревнований была довольно длинная, несколько километров, замкнутая. Она проходила по лесу, полям, холмам, оврагам, болотам, и в некоторых местах даже пересекала речушку. Свои машины зрители оставили в одном месте, а чтобы посмотреть интересные моменты гонок, приходилось переходить с одного места на другое и уходить довольно далеко. Хотелось посмотреть и как машины вброд штурмуют речку, и как преодолевают овраги, и как въезжают на горки. Соревнования длились практически целый день.


В гонках отдельно участвовали три разных класса кроссовых автомобилей:
IV класс (до 1,5т) - ГАЗ - 69 и УАЗ - 469
V класс (1,5 - 4,0т) - ГАЗ - 51 и ГАЗ - 52
VI класс (4,0 - 6,0т) - ГАЗ - 53 и ЗИЛ – 130


УАЗы УАЗы

Все машины были специально подготовлены: в кабинах каркасы безопасности из труб, покрышки с крупным внедорожным рисунком. Сначала был заезд "козликов". Трасса поначалу была крепкая, но они ее подразбили. Потом пошел дождь и ее совсем развезло. На раскисшей глине стали появляться колеи. Из интересных моментов помню, как после преодоления брода и грязного участка дороги один гонщик на УАЗе - 469 на ходу высунулся из окна и попросил зрителей плеснуть ему на лобовое стекло ведро воды, когда он в следующий раз будет здесь проезжать. Оно было заляпано большими кусками грязи. На втором этапе ГАЗоны (ГАЗ - 51 и ГАЗ - 52) сильно размесили всю трассу. Они постоянно скользили и буксовали.


УАЗы

Вот в речке застряли две машины и перекрыли проезд остальным. Один из лидеров, Ященко (я его хорошо запомнил по блеску лысины), попытался переехать речку в другом месте, но там было так глубоко, что машина ушла под воду и у неё над поверхностью воды оказалась только верхняя часть кабины и дуга безопасности за ней. Ященко выбрался из кабины, залез на крышу, сел, взялся руками за голову и, наверное, понял, что для него гонка уже закончилась. Тут уже мог момочь только большой гусеничный трактор.


Ну а ЗИЛам пришлось совсем туго. В одном низком месте забуксовали сразу 19 машин. Тягачи (две "технички" — трёхоски ЗИЛ - 131) пытались их вытаскивать, но сами в конце концов тоже крепко засели. Другим участникам пришлось объезжать это место прямо по лесу. Один ЗИЛ на приличной скорости сделал просеку, сминая кусты и сбивая деревца диаметром 5...7 сантиметров! Некоторые машины "захлебывались" в речке, водителям приходилось вылезать и по пояс в воде пытаться любыми способами вытаскивать свои машины.



ГАЗы

Все грузовые машины были загружены балластом и имели за кабиной мощную дугу безопасности из труб круглого сечения, на случай опрокидывания. Действительно, несколько машин перевернулось.


Задние колёса были нестандартные. Они имели покрышки с крупными грунтозацепами, похожими на тракторные. Если узкие, то по две с каждой стороны, а если широкие, то по одной. Такие одинарные очень широкие колёса с рубцами я видел как-то у цементовозов на шасси ЗИЛ - 130. У некоторых машин эти колёса были чуть большего диаметра, чем положено, и на большой скорости на ухабах у них колёса не только задевали за кузов, но даже пробивали его, только щепки летели!


ЗИЛы ЗИЛы ЗИЛы

Я был, естественно, в неописуемом восторге от таких гонок! Зрелище грандиознейшее! Несущиеся грузовики с ревящими моторами, подпрыгивающие на буграх, загребающие "носами" землю при выезде из ям, с постоянными фонтанами грязи из-под буксующих колёс! Местность они тогда уделали до неузнаваемости! Бедная природа…


После окончания гонок, когда мы вернулись к своей машине, на ней не оказалось "дворников". Отец решил, что это над ним так подшутили друзья с работы, которые тоже приезжали смотреть гонки. Он потом спрашивал их, но они говорили, что не брали. И к тому же машину кто-то сдвинул вбок примерно на метр. Это было видно по следам на глине. Должно быть, она кому-то закрывала проезд.


Купить новые "жигулёвские" щётки не удалось, в то время они были в большом дефиците, и отец с небольшой доработкой приспособил "волговские". Они оказались даже подлиннее родных и очищали намного большую часть стекла. Впоследствии, когда мы оставляли машину без присмотра на долгое время, всегда их снимали и убирали в "бардачок".


Сейчас кое-где в периодике присутствуют редкие статейки о соревнованиях по автокроссу. Значит он ещё жив!!!

Фотографии взяты из журналов За рулем (70-80-е гг.) и Автомир (2001-2002 гг.).


Наверх